«Находчивость — положительное этическое качество личности, выражающееся как сообразительность, способность легко и быстро находить нужные слова и выходы из трудных положений и проблемных ситуаций» (Основы духовной культуры, — spiritual_culture.academic.ru).
«Находчивость как качество личности – способность мгновенно сориентироваться и найти выход из затруднительного положения, не уклоняясь от истины» (Ковалев П.Д. Находчивость, — podskazki.info).
Как качество личности, находчивость является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.
«Социальный долг человека – быть интеллигентным. …
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам, или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить» (Лихачев Д. Письма о добром).
«Д.С. Лихачёв в книге «Раздумья» пишет о своём гимназическом педагоге, учителе словесности Л.В. Георге. Он говорит об огромном влиянии этого человека на учеников и, в частности, на самого себя, «Леонид Владимирович обладал всеми качествами идеального педагога. Он был разносторонне талантлив, умён, остроумен, находчив, всегда ровен в обращении, красив внешне, обладал задатками актёра, умел понимать молодёжь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях». Этот человек воспитывал интеллигентов, будучи сам интеллигентен» (Труфанов А. Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла).
«Я открыл для себя двух Городницких. Веселого, находчивого обожателя жизни, и поэта, чей горький опыт изучения истории предостерегает от поверхностного жизнелюбия и циничного неинтереса к несправедливостям и страданиям. Это сочетание — и есть истинная интеллигентность» (Евтушенко Е. Из породы Атлантов).
Находчивость — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания находчивости — интерес к находчивости как качеству личности, уважительное отношение к находчивым людям, стремление быть находчивым человеком, критическое отношение к изворотливости.