Добродетельность

«Добродетельность — положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека, склонного к постоянному направлению своих чувств, мыслей и воли на исполнение нравственных законов» (Основы духовной культуры, — spiritual_culture.academic.ru).

«Добродетельность как качество личности – способность проявлять постоянный высоконравственный образ мыслей, слов и действий» (Ковалев П.Д. Добродетельность, — podskazki.info).

Как качество личности, добродетельность является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.

Добродетельность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Интеллигентность — это «интеллектуальная честность» и «совестливый ум». При таком понимании главным в определении качества интеллигентности оказывается не просто владение определенным объемом знаний, но и распоряжение полученными знаниями, что предполагает соединение знаний с нравственными качествами социального субъекта. …

Непосредственным творцом своих ценностей, своего духовного облика является сам человек, то есть добро во всех его проявлениях (доброта, душевная добросовестность, дружелюбие, добродетельность, доброжелательность, добропорядочность, добросердечность, искренность, приветливость, сопереживание, терпимость к несущественным недостаткам окружающих, самоотверженность и подвижничество (альтруизм) во имя интересов другого человека, общества) является результатом самостоятельного выбора человека. Кроме того, исторические образы добра, которые нам даны, слагались во времени, а потому они не могут быть восприняты как всецело законченное, окончательно и во всех отношениях сложившееся целое» (Келеман Л.А. Интеллигентность как интеллектуально-нравственно-эстетическая целостность).

«Если сегодня интеллигенция не отвергает добродетель совершенно, то лишь потому, что на опыте знает, что добродетельный человек лучше разбойника, с ним безопаснее жить бок о бок, и что, следовательно, невыгодно призывать к анархии и произволу, хотя, конечно, в случае нужды можно добродетелью и поступиться. Произвол, итак, ненавидят не из-за его безнравственности, а из-за того, что слишком от него уже устали. На самом деле устойчивых моральных принципов нет. Нет различия добра и зла, все «относительно», по мнению русской интеллигенции. Хорошо зная себя, свои слабости, сегодняшний русский интеллигент готов «понять и извинить» что угодно. Он оправдывает предательство, доносы, пасквильные статьи в газетах, написанные его знакомыми, ложь в публичных выступлениях» (Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура).

«Просвещение — абсолютно необходимая предпосылка интеллигентности. Нынешние все более частые декларации, что образование не гарантирует интеллигентности и что в людях простых и неученых можно встретить больше интеллигентности, чем в иных профессорах, — это только значит (как мы уже говорили), что понятие интеллигентности сдвинулось в область чистой нравственности и что иные профессора, видимо, на самом деле образованны плохо. Сократ говорил: «Если кто знает, что такое добродетель, то он и поступает добродетельно; а если он поступает иначе, из корысти ли, из страха ли, то он просто недостаточно знает, что такое добродетель»» (Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность).

Добродетельность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания добродетельности — интерес к добродетельности как качеству личности, уважительное отношение к добродетельным людям, стремление быть добродетельным человеком, критическое отношение к злонамеренности.

К СПИСКУ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

12 − 6 =