Самодисциплина

«Самодисциплина — это умение и привычка управлять собой, следование тому, что сам выбрал для себя как дела и образ жизни» (Психологос — энциклопедия практической психологии, — http://www.psychologos.ru).

«Самодисциплина как качество личности –  способность управлять собой, не делать того, что помешает духовному развитию, подчинять свои действия определённым требованиям, принципам; умение на основе самоконтроля, без вмешательства со стороны дисциплинировать собственное поведение, особенно контролируя сиюминутные импульсы» (Ковалев П.Д. Самодисциплина, — http://podskazki.info).

Как качество личности, самодисциплина является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.

Самодисциплина входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Свойства интеллигентности, проявляясь в ходе деятельности человека, предусматривают формирование, развитие и проявление других личностных качеств. Так, например, работа над собственным самосовершенствованием невозможна без настойчивости и самодисциплины» (Алыпкашева С.А. Интеллигент в русской культуре: содержание понятия).

«Коллеги и друзья вспоминают Александра Николаевича как интеллигентного человека исключительной деликатности и профессионализма, для которого на первом месте всегда стояли самодисциплина, трудоспособность и дипломатичность» (из статьи «Смирнов, Александр Николаевич (джазовый пианист)» на gpedia.com).

«… интеллигенция «из-за сомнений в собственной самоценности, востребованности, возникающих в силу неопределенности положения» в новых общественных условиях трансформируется в класс интеллектуалов, которому присущи такие качества, как исключительная мобильность, не идеологичность, осознаваемая самоценность, высокий профессионализм. …

Данный тип человека А. Зиновьев обозначил термином «западоид». Среди наиболее ярких черт, присущих данному типу, он выделяет такие, как индивидуализм, развитый интеллект, предприимчивость, изобретательность, стремление к лидерству, умение манипулировать другими в своих интересах, авантюристичность, чувство превосходства, самодисциплина и т. д.» (Келеман Л.А. Интеллигентность как интеллектуально-нравственно-эстетическая целостность).

Самодисциплина — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания самодисциплины — интерес к самодисциплине как качеству личности, уважительное отношение к людям, обладающим самодисциплиной, стремление к самодисциплине, критическое отношение к отсутствию самодисциплины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шестнадцать − 5 =