«Самобытность — качественная характеристика личности и ее поведения, выражающаяся, во—первых, как их своеобразное, неповторимое, оригинальное проявление, не похожее на другие, массовые, всеобщие. Во—вторых, самобытность – это природность, укорененность в культуре, постоянство существенного в человеке» (Основы духовной культуры, — http://spiritual_culture.academic.ru).
«Самобытность как качество личности – способность идти своим путём, быть самим собой и, как следствие, отличаться своеобразием, самостоятельностью выражения, оригинальностью» (Ковалев П.Д. Самобытность, — http://podskazki.info).
Как качество личности, самобытность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
«Интеллигент — это сущность личности, форма существования. В силу развитых индивидуальностей, самобытности мышления интеллигенты не составляют единого сообщества, не создают устойчивые группы, как некогда гуманисты. Объединяющиеся хотя бы отчасти утрачивают индивидуальности. Сообщества интеллигентов лишь тогда становятся интеллигенцией, когда их влияние на общественную жизнь и внутриполитическую обстановку ощутимы» (Лурье Ф.М. Интеллигент. Интеллигентность. Интеллигенция).
«В рамках любой другой культуры может возникнуть явление, отдалённо напоминающее некоторыми чертами русскую интеллигенцию. Однако если охватывать этот феномен в целом, можно утверждать о том, что русская интеллигенции могла зародиться только в лоне русской культуры и, представляет собой самобытное оригинальное явление, не имеющее аналогов в мире» (Кошелева Л.А. Интеллигенция как феномен русской культуры).
«Веселое, остроумное театральное ассорти позволяет зрителю не только посмеяться от души, но и оценить самобытность, сочность и остроту речи Зощенко, интеллигентного человека, создавшего на страницах своих произведений физиологический образ пошлого обывателя 20-х годов прошлого век» (Петракова А. Над кем смеетесь? Над собой!).
Самобытность— одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания самобытности — интерес к самобытности как качеству личности, уважительное отношение к самобытным людям, способность быть самобытным человеком, критическое отношение к заурядности.