«Соборность — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям» (Словари и энциклопедии на Академике, — dic.academic.ru).
«Соборность — качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности» (Педагогический словарь, — didacts.ru).
Как качество личности, соборность является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.
«Коренное отличие интеллигента от интеллектуала, помимо сказанного ранее, приверженность общему делу, если хотите — соборность. Интеллектуал же, в первую очередь, индивидуалист. Именно поэтому интеллигенция — чисто русское явление» (Ивашинцов Д.А. Нужна ли России интеллигенция?!).
«Концепт «интеллигентность» (интеллигент) остается одним из главных в русской ментальности, живущей в контексте таких концептов, как «совесть», «любовь», «вера», «тоска», «соборность»» (Кирнозе З.И. Концепт «интеллигентность»).
«Для Киреевского, как и для каждого православного человека, идеалом является соборность, которая в его философии выражается в таких понятиях как «церковь», «живое единство», «первозданная неделимость», «первобытная целостность». …
Возвращаясь к славянофилам, вспомним, что говорили эти прекрасные интеллигентные люди, любящие и верящие в Россию» (Калугин А.С., Терехова Г.Л. Философские идеи И. В. Киреевского о западноевропейском рационализме и русской православной цельности).
Соборность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания соборности — интерес к соборности как качеству личности, уважительное отношение к соборности в людях, желание быть соборным человеком, критическое отношение к индивидуализму.
«Категория соборности выражает здесь важнейшую черту идеологии интеллигентности — жизнь ради целей общечеловеческого благоденствия, что предполагает принципиально активную жизненную позицию и в отношении социальности, и в отношении собственной личности» (Лосев А.Ф. Основные особенности русской философии).
«Нельзя не считаться с тем, что сквозняк глобализации, который все сильнее касается России, потребует разрушения всяческих общинных, солидарных связей и превращения людей в индивидуалистов, которые уже затем вынуждены будут объединиться в классы и партии, чтобы вести борьбу за свои интересы. Однако все это полное, принципиальное отрицание соборной личности, в которой отражена суть России как особой Цивилизации. Принцип «соборности» (совместности) — это естественно-природная система, которая определяется одновременно и как система внутригосударственного устройства, и как принцип управления государством, когда национальная элита и народ вместе и «общими усилиями решают важные государственные дела». Это пропорциональная степень участия во власти и народа, и элиты, и общенационального лидера, где четко определены функции и ответственность каждого из них за общий результат» (Харламова Ю. Консервативная перспектива для современной России).