«Культура личности — мера освоения человеком материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике; совокупность, личных образцов поведения, методов деятельности, продуктов этой деятельности, идей и мыслей» (Национальная педагогическая энциклопедия, — studopedia.ru).
«Культурность как качество личности – способность проявлять свои достоинства, высокий уровень культурного развития, свидетельствующий о значительном месте в жизни человека интеллектуальных и духовных потребностей» (Ковалев П.Д. Культурность (Культурный человек), — podskazki.info).
Как качество личности, культурность является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.
«Интеллигентность – это благоговение перед Культурой, т. е. перед тем огромным опытом, который накопило человечество, включая искусство, науку и технику, традиции обыденной жизни, трудовые навыки, язык и многое, многое другое. Речь идет о всемирной истории людей, взятой в плане ее духовной составляющей, т. е. как опыт, как нечто, несущее смысл» (Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам-Грана).
«… интеллигентность — это служение Культуре. это ответственность перед Культурой в плане воспроизведения ее позитивных образцов, позитивного опыта, осознание того, что самим фактом своих поступков мы даем интерпретацию «метафор» прошлого» (Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество).
«В основании человеческой интеллигентности лежит, несомненно, человеческая культура, наряду с факторами генетики и особой врождённой духовности» (Бабанский Л.П. Теория интеллигентности).
Культурность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания культурности — интерес к культурности как качеству личности, уважительное отношение к культурным людям, стремление быть культурным человеком, критическое отношение к бескультурью.