Веремчук А.С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе

Глобальные изменения в образовании, культуре и в других общественных областях в современных условиях актуализируют вопрос о роли и значении интеллигенции как носителе прогрессивных и нравственных ценностей современного общества.

Актуальность проблемы формирования интеллигентной личности обусловлена современным состоянием высшего образования в России. В условиях рыночной экономики наметилась тенденция к переходу многих образовательных учреждений к прагматическому обучению студентов, «происходит забвение традиционных для высшей школы воспитательных функций» [1]. Реформы, связанные с необходимостью выполнять Болонские договоренности, превратили высшую школу в сферу услуг. Ценности передаются в общество посредством других систем, а не через систему образования. К сожалению, на первом месте нередко стоят материальные ценности, эгоистические интересы, техницизм и прагматизм.

Цель настоящей статьи — представить этапы, пути, способы формирования и развития интеллигентности личности студента в высшей школе на основе гуманизации и гуманитаризации образования. Для достижения этой цели следует определить сущность «интеллигентности» как духовного явления; разграничить понятия «интеллигенция» и «интеллигентность»; провести сопоставительный анализ образованности и интеллигентности; обозначить направления формирования интеллигентности в высшей школе.

Понятия «интеллигенция» и «интеллигентность» этимологически родственны и близки, но различны по своему содержанию. Единого подхода к термину «интеллигенция» не существует. Одни ученые полагают, что это общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Другие рассматривают ее как духовную элиту, придают ей моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности.

Понятие «интеллигенция» достаточно широко и многосторонне рассматривается в социально-философской и исторической литературе. Профессиональный статус интеллигенции и характеристика интеллектуального труда представлены в работе Л. Гудкова, Б. Дубина [2]. В качестве уникального, специфического для России культурного явления интеллигенцию рассматривают К.З. Акопян, М.А. Каган, Л.А. Келеман, В.А. Мансуров, Г.С. Померанц, A.A. Труфанов, С.А. Ширинянц. Такие ученые как М.А. Каган, Л.А. Келеман, Н.И. Лапин, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев подчеркивют связь интеллигенции как социальной группы с ценностным содержанием традиционной российской культуры, определяя ее специфику как единство высокой духовно-нравственной позиции с интеллектуальностью и образованностью. Негативная оценка социальной, культурной и политической роли интеллигенции представлена в работах С.Г. Кара-Мурзой, С. Филатова, А. Абдулатипова, Г.С. Кнабе, А.И. Солженицына и др. Интеллигенцию исследовали и зарубежные авторы, а именно К. Манхейм, А. Грамши, Т. Гайгер, Б. Рассел, К. Брентон, Й. Шумпетер, Р. Пайпс, П. Бергер и др.

Автор предлагает свой концепт идеального образа, который должна воплотить в себе интеллигенция, полагая что это общность людей, обладающая высокой образованностью, позволяющей заниматься интеллектуальным трудом; гражданской позицией, обязывающей относиться к событиям в своей стране как делу собственной жизни; морально-нравственными принципами, соответствующими общественной этике.

Говоря об интеллигентности, следует иметь в виду не образованность и профессионализм человека, а совокупность нравственных качеств и черт личности. Это прежде всего уважение к человеческой личности, умение «понимать другого», высокая требовательность человека к себе, подчинение высшим моральным законам. Это особая духовная составляющая человека, состояние души, без которого имеет место быть только «образованщина», как писал А.И. Солженицын. Д.С. Лихачев утверждал, что интеллигентным человеком притвориться невозможно [3].

За последние 20 лет в педагогической науке проблема интеллигентности изучалась мало и недостаточно. В основном об интеллигентности пишут и говорят в научно-публицистическом ключе, также тема интеллигентности обсуждается на философских конгрессах. Есть также несколько диссертационных работ [4-6].

Интеллигентность подразумевает высокий уровень культурного развития, чувство справедливости, сострадательность, альтруизм, честность и правдивость, чувство долга и ответственности, верность своему слову, восприимчивость к интеллектуальным и духовным ценностям и, наконец, наличие тех свойств личности, который называют порядочностью. Интеллигентность не совместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к другим людям. Прежде всего интеллигентность сопряжена с нравственностью, понимаемой как «переживание», сочувствие, содействие, сопричастность к судьбам человечества. Это состояние, которое Ф.М. Достоевский выразил формулой: «когда ты за все и за всех виноват» [7].

Интеллигентность связывает человека с культурой, с гуманистическим направлением ценностей. Интеллигентный человек имеет твердую позицию и организовывает свою деятельность на основе четких традиционных жизненных ценностей. Интеллигент должен иметь свою гражданскую позицию. А.Ф. Лосев считал, что интеллигент должен быть активным и деятельным, главной его целью являются интересы общечеловеческого благоденствия [8]. Только интеллигентность с её высоким нравственным потенциалом и идеей служения может содействовать консолидации, интеграции общества, вести его по пути прогресса.

Итак, интеллигентность выступает как идеальное свойство личности. Формирование интеллигентной личности — это очень долгий процесс, который начинается в семье, продолжается в школе и не завершается с окончанием вуза. Формирование интеллигентности может протекать как под влиянием генетических задатков, так и в процессе специального обучения, воспитания, самообразования и самовоспитания. Какова же роль высшего образования, высшей школы в формировании интеллигентности?

Период обучения в высшей школе является одним из важнейших этапов в развитии человека. При этом нужно учитывать, что образование, конечно, развивает личность, но «не определяет автоматически его интеллигентность» [9]. Д.С. Лихачев писал: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового» [10]. Интеллигентным человеком можно стать и не имея высшего образования. Однако сущностными чертами интеллигента являются не только нравственные качества личности, но и умение на их основе осуществлять профессиональную деятельность. Следовательно, высшее образование играет важную роль в процессе формирования интеллигентности. Высшая школа делает более упорядоченным и целенаправленным процесс формирования личности. Воспитывая интеллигентность будущего специалиста, следует сформировать личность не только с глубокими профессиональными знаниями, широким кругозором и высокой нравственной культурой, но и гражданина своей страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Вуз должен создать, развивать и совершенствовать не только условия обучения, но и планировать воспитательный процесс, обеспечить условия, в которых студент будет иметь возможность не только учиться, но и развивать свои творческие возможности. Для достижения такой цели требуется целостная обширная программа образования-воспитания поколений, обладающих тем набором качеств, которые сформируют высокоэрудированную, культурную, всесторонне развитую личность. На наш взгляд, все эти компоненты образования и воспитания в высшей школе интегрируются в понятие «интеллигентность». Формирование интеллигентности должно стать основой всего воспитательного и образовательного процесса. Интеллигентность должна выступать базовой ценностью и структурообразующей основой личности выпускника высшей школы.

Изучение студенчества является одним из главных факторов в формирования интеллигентности среди молодежи. Студенты — это молодые люди, полные оптимизма, стремящиеся как можно скорее проявить свои способности и таланты. Они уже обладают некоторым объемом знаний, имеют политические и нравственные убеждения, интересы. Однако им не хватает жизненного опыта, они легко внушаемы, психологически неустойчивы и могут совершать неверные поступки. Поэтому необходимо целенаправленное воздействие на их сознание всеми способами воспитания.

Однако проблеме формирования нравственных качеств личности в учебных программах, в государственных документах по образованию не уделено достаточного внимания. Во всех программах и планах учебных заведений главное внимание уделяется выполнению Государственного образовательного стандарта, в котором отражена только содержательная сторона учебной программы и результаты освоения студентами научных знаний. Нравственность и воспитанность студентов не получают должной оценки. А настоящий специалист должен иметь высокие моральные качества и опираться на определенный фундамент общечеловеческой культуры. К сожалению, для современной студенческой молодежи свойственны равнодушие и пассивность к важным событиям, нейтральность в борьбе с насилием, низкая политическая образованность. Снижается вкус к чтению и интерес к знанию. В общественном сознании заметно размываются понятия Родины, родного языка, чувства гражданского долга, социальной ответственности. Общественные устремления нередко обращены к бездуховному обогащению в ущерб классическим истинным ценностям и знаниям. Все это, к сожалению, не позволяет говорить, что наше студенчество является подлинно интеллигентным.

Гуманитарная направленность в образовании определяет целостное развитие личности и общества в целом. Без него невозможно успешное экономическое и общественное развитие. Поэтому задача высшей школы — воспитать молодое поколение интеллигенции, направить его в сторону гуманизма, осознания себя гражданами России, отстаивающими ее общенациональные интересы.

Образование является наиболее динамичным фактором воздействия на личность, поэтому важным компонентом высшей школы является формирование у студенчества этих интеллигентских свойств. Учитывая это, необходимо рассмотреть новые направления и педагогические средства, способные обеспечить взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Специалисты по мониторингу обязаны разработать эффективные методы оценки образования. Начать хотя бы с разработки грамотных стандартов и учебных пособий, которые «были бы свободны от софистики, имитирующей научность» [11]. Это касается всех учебных дисциплин. В первую очередь необходимы качественные подвижки в преподавании общеобразовательных дисциплин, формирующих культуру мышления обучающихся.

Такой подход позволяет определить основные пути решения поставленной цели. Это, во-первых, усиление гуманистической направленности учебных дисциплин; во-вторых, сознательная установка на воспитание интеллигента современного типа, а не на подготовку просто технических специалистов; в-третьих, создание специальных методик и технологий. Рассмотрим эти направления более подробно:

1. Гуманитаризация образования подразумевает единство общекультурного и профессионального развития личности, а, следовательно, интеллигентности. Речь идет не просто о формировании высококвалифицированных специалистов-профессионалов, не о подготовке интеллектуалов, а о поступательном процессе формирования людей, которые могли бы создать культурно-историческую преемственность между поколениями россиян, этапами и эпохами развития русской цивилизации.

Важность данного направления для обучения и воспитания молодежи неоспорима. Однако в советские времена при определении целей и воспитательных задач в высшей школе отсутствовал целостный подход к формированию личности. Вузовские учебные программы были подчинены «изготовлению» квалифицированного специалиста в узкой области, то есть чистых «технарей». Разделение технической и гуманитарной подготовки приводит к понижению культурного уровня личности.

Центром системы гуманитаризации в вузах должно быть преподавание обязательных элективных курсов по гуманитарным наукам, насыщение общенаучных и специальных дисциплин социальным, общечеловеческим содержанием. Это курсы: «История России», «Всеобщая история», «История мировой культуры», «История русской интеллигенции», цикл курсов «Культурология», «Философия», «Психология», «Этика», «Эстетика» и др. Гуманитарные предметы будут являться прочной основой патриотического воспитания.

2. Ведущая роль в формировании интеллигентности студенческой молодежи должна принадлежать профессорско-преподавательскому составу, ученым университета. Главное призвание педагогов — способствовать формированию, развитию, обогащению и совершенствованию мышления студентов.

Воспитательный процесс необходимо принимать как взаимодействие и сотрудничество студентов и преподавателей в их совместной учебной, трудовой, социальной деятельности, а не как передача опыта поколений от старшего к младшему. Миссия университета — сделать интеллигентность осознанным качеством молодого человека.

Важную роль в воспитании образованной личности интеллигента играет отношение педагога к своей дисциплине и к обучаемым. Педагог в первую очередь должен обеспечить высокий уровень содержательной стороны своей дисциплины, обучения будущего выпускника как профессионала. Но не менее важно развить такие качества интеллигенции, как духовность, ответственность, толерантность, честность, служение своему народу, чувство долга перед ним, неприятие насилия, способность к критическому мышлению. Педагог и студент должны быть равноправными субъектами единого учебного процесса. Педагог, стремящийся из каждого студента сформировать профессионала и интеллигента, всегда должен быть на высоте, сам должен быть примером, моделью поведения, уметь сочетать «моральное сознание, нравственное поведение и педагогическую этику» [12].

Достойное выполнение педагогического долга требует от преподавателя принятия ряда обязательств: уважение, доброжелательное отношение к каждому студенту; понимание и знание своего ученика как «другого»; стимулировать познавательную активность через обоюдную веру в успех; постоянно иметь возможность саморазвития и самосовершенствования. Каждый вузовский преподаватель должен быть способен вести продуктивные научные исследования, получать научные и социально значимые результаты, овладеть современными методиками преподавания, основанными на применении современных информационных технологий. Поэтому в структуре образования должна быть заложена система подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей. Моральный облик педагога, его духовность и нравственная культура влияют на конечный результат учебно-воспитательного процесса.

3. Третий аспект рассматриваемой проблемы — создания специальных методик и технологий. Педагог, нацеленный на формирование интеллигентной, образованной личности, должен применять различные виды обучения: модульно-рейтинговое, объяснительно-иллюстративное, видеообучение, систему программированного обучения, проблемное обучение, тренировочные практические занятия и др. Задача педагога — «развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за своей мыслью» [13]. Обсуждение проблем, дискуссии, студенческие конференции должны показывать их участникам ценность уважения к другой точке зрения, уменье слушать, тактично полемизировать.

Для достижения поставленной цели можно использовать такие индивидуальные формы деятельности, как беседа, консультация, индивидуальная работа, совместный поиск решения проблемы, выполнение совместного поручения и др. Использование таких форм позволяет понять ученика, раскрыть его способности, выявить ценные свойства его характера. К групповым формам работы относятся: творческие группы, конференции, круглые столы, конкурсы, факультативы. Одна из важных задач педагога — создать условия для получения в группе «ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей» [14].

Итак, единство воспитания и обучения, сочетание интеллекта и нравственности, усиленная гуманитарная подготовка в системе всех учебных заведений — от школы до академии очень важны для формирования интеллигентности. Перед лицом новых угроз человечеству необходимо повышать уровень культуры, качество образования, пойти по пути морального и физического совершенствования, другими словами — по пути гуманизации. На наш взгляд, это единственный верный путь, дающий возможность предотвратить глобальную катастрофу. Без гуманизации, без повышения уровня культуры и образования дальнейшее прогрессивное развитие человечества невозможно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будник Г.А. Формирование российского интеллигента в высшей школе: теоретический аспект // Вестник ИГЭУ. 2005. Вып. 2. С. 6-10.
2. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция. Заметки о литературно-политических иллюзиях. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. 304 с.
3. Об интеллигенции: Сб. статей (Приложение к альманаху «Канун», вып. 2). СПб., 1997. С. 29-69.
4. Димитричева О.И. Интеллигентность как социально-духовное явление: дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2004. 143 с.
5. Труфанов А.А. Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. . канд. пед. наук. Казань, 2003. 201 с.
6. Абросимов В.Н. Интеллигенция в становлении новой российской идентичности в постсоветский период: дис. … канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2007. 141 с.
7. Достоевский Ф.М. Идиот: роман в 4 ч. М.: Экс-мо, 2004. 640 с.
8. Лосев А.Ф. Об интеллигентности // А.Ф. Лосев. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. С. 314-322.
9. Понятовская Е.В. Диалоги об интеллигентности // История. 2012. № 8. С. 54-59.
10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. Изд. 3-е. М.: Дет. лит., 1989. 238 с.
11. Белоконев Г.П. Халтура разрушает образование в России // Ректор вуза. 2013. № 1. С. 67-73.
12. Базарова Л.В. Педагогическая этика как определяющее качество нравственной культуры современного преподавателя вуза // Корпоративная культура образовательных учреждений: проблемы интеллигентности работников образования: Мат-лы 5-й Всерос. Науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 7-8 февраля 2013 г. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун.-т, 2013. 284 с.
13. Кох М.Н., Пешкова Т.Н. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие. Краснодар: Куб ГАУ, 2011. 150 с.
14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. 416 с.

REFERENCES

1. Budnik G.A. IGEU Bulletin, 2005, issue 2, pp. 6-10.
2. Gudkov L.D., Dubin B.V. Intelligentsiya. Zametki o literaturno-politicheskikh illyuziyakh [Intelligentsia. Notes on literary and political illusions]. St.-Peterburg, Publ. House of Ivan Limbah, 2009, 304 p.
3. Ob intelligentsii: Sb. statey (Prilozhenie k al’manakhu «Kanun», vyp. 2) [On intellectuals: Collection of articles (Annex to the almanac «the Eve», suppl. 2)]. St.-Peterburg, 1997, pp. 29-69.
4. Dimitricheva O.I. Intelligentnost’ kak sotsial’no-dukhovnoe yavlenie: dis. … kand. filos. nauk [Intelligence as a socio-spiritual phenomenon: Dissertation for the degree of Candidate of Philosophy, Novgorod, 2004, 143 p.
5. Trufanov A.A. Formirovanie intelligentnosti studenta sredney professional ‘noy shkoly v protsesse izucheniya distsiplin gumanitarnogo tsikla: dis. … kand. ped. nauk [Formation of intelligence of the student of secondary vocational schools in the process of studying of disciplines of humanitarian cycle: Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogy] Kazan, 2003, 201 p.
6. Abrosimov V.N. Intelligentsiya v stanovlenii novoy rossiyskoy identichnosti v postsovetskiy period: dis. … kand. sots. nauk [Intellectuals in the formation of a new Russian identity in the post-Soviet period: Dissertation for the degree of Candidate of Sociology]. Rostov-on-Don, 2007, 141 p.
7. Dostoevskiy F.M. Idiot: roman v 4 ch. [Idiot: a novel in 4 ch.]. Moscow, Eksmo, 2004, 640 p.
8. Losev A.F. Ob intelligentnosti [About the intelligence]. In: A.F. Losev. Derzanie dukkha [Daring spirit]. Moscow, Politizdat, 1988, pp. 314-322.
9. Ponyatovskaya E.V. Istoriya, 2012, no. 8, pp. 54-59.
10. Likhachev D.S. Pis’ma o dobrom i prekrasnom [Dialogues about the intelligence]. Ed. by G.A. Dubrovskaya. 3rd ed. Moscow, 1989, 238 p.
11. Belokonev G.P. Rektor vuza, 2013, no. 1, pp. 67-73.
12. Bazarova L.V. Pedagogicheskaya etika kak opredelyayushchee kachestvo nravstvennoy kul’tury sovremennogo prepodavatelya vuza [Pedagogical ethics as a defining quality of moral culture of the modern University teacher]. In: Korporativnaya.
kul’tura obrazovatel’nykh uchrezhdeniy: problemy intelligentnosti rabotnikov obrazovaniya [Corporate culture of educational institutions: problems of intelligence of education workers: Proc. 5th All-Rus. Sci. Pract. Conf. Ekaterinburg, February 7-8, 2013] Ekaterinburg, Russian Professor and Pedagogival University Press, 2013, 284 p., p. 376.
13. Kokh M.N., Peshkova T.N. Metodika prepodavaniya v vysshey shkole: uchebnoe posobie [Methods of teaching in higher education: a training manual]. Krasnodar, Kuban State Agrarian Univ. Press, 2011, 150 p.
14. Rozhkov M.I., Bayborodova L.V. Teoriya i metodika vospitaniya: uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vysshego professional’nogo obrazovaniya [Theory and methods of education: a textbook for students of institutions of higher education]. Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical Univ. Press, 2012, 415 p.

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-intelligentnosti-v-vysshey-shkole

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 − 1 =