Владимир Иванович Немирович-Данченко

Русский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик.

Вместе с Константином Станиславским является основателем Московского Художественного театра.

Народный артист СССР (1936). Кавалер ордена Ленина (1937). Лауреат двух Сталинских премий I степени (1942, 1943) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Мы родились, нося в себе известные выводы и принципы, до которых другим надо еще доходить трудами целых поколений… Куда бы ни забросила тебя судьба, это наследство отцов останется при тебе»
В.И. Немирович-Данченко

Судя по всему, с молодых лет Немирович-Данченко осознавал роль русской интеллигенции в жизни российского, а потом советского общества, поэтому всю свою жизнь пытался разобраться в ее трагедии и помочь ей разрешить свойственные противоречия. При этом Владимир Иванович придавал большое значение интеллигентности актеров, поскольку в их лице видел самый эффективный, доступный ему инструмент влияния на молодые, неокрепшие умы.

«В 1877 развёртывается деятельность Немировича-Данченко, как театрального критика … В своих блестящих по форме статьях Немирович-Данченко обнаружил тонкое понимание актёрского искусства и драматургии; подробно анализируя игру выдающихся современных актёров, он настойчиво выдвигал требование многоплановых сценических образов, резко протестовал против рутинных приёмов игры, ставил вопрос об интеллигентности актёра. … В своих произведениях Немирович-Данченко рисовал главным образом жизнь русской интеллигенции и её трагедию в условиях буржуазного общества» (Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия // Немирович-Данченко Владимир Иванович // russianculture.ru).

«В его романы и драмы пришли из жизни разочарованные, «хмурые люди», отравленные пошлостью и тупостью. Образы русских интеллигентов в романах Немировича-Данченко сродни профессору из чеховской «Скучной истории», Иванову, Ионычу.

В России появился писатель, которого так же, как Чехова, волновала тема гибели таланта, трагедия интеллигентного человека, идущего на компромисс. …

Немирович-Данченко пытался создать жанр психологической драмы, хотел приемы прозы, приемы повествования перенести в пьесу, а главное — изобразить «обыкновенных» русских интеллигентных людей» (Фрейдкина Л. Владимир Иванович Немирович-Данченко // freydkina.pdf).

«В повестях и рассказах Вл. И. Немировича-Данченко 80 – 90-х гг. затрагиваются социальные и этические проблемы … Центральная тема рассказов Немировича-Данченко — жизнь русской интеллигенции конца века. Актерские любительские кружки, нравы прессы, судьба литератора, творчество художника — вот что преимущественно рассматривает писатель. Повесть «Фарфоровая куколка» раскрывает взаимоотношения интеллигентного человека с буржуазной средой, показывая, как разбиваются идеалы любви. …

Немирович-Данченко вплоть до поражения революции оставался во власти иллюзорной веры в единство духовно сплоченной русской интеллигенции» (Виленкин В.Я. Творческая личность Вл. И. Немировича-Данченко в его письмах // teatr-lib.ru).

«Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897. На этой встрече, по словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». В продолжавшейся восемнадцать часов беседе был обсужден состав труппы, костяк которой составят молодые интеллигентные актеры, и скромно-неброское оформление зала» (Московский Художественный театр // Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет // krugosvet.ru).

«Прав П. А. Марков, когда писал, что еще в своей драматургии Немирович-Данченко «постоянно касался самой важной для него проблемы — о силе и бессилии русского интеллигента, о его противоречивой судьбе в условиях современного ему общества». Интеллигенция — мозг страны, от ее выбора, от выдвинутой ею программы, зависело очень многое. Ее крен в пользу все более отчетливого радикализма многое предопределил в развязавшейся социально-классовой борьбе. …

Вряд ли можно согласиться с Немировичем-Данченко в том, что МХТ не имел политического лица. МХТ объективно выражал взгляды русской интеллигенции начала XX века, в некоторых моментах соприкасаясь с радикальным ее крылом» (Любомудров М.Н. Рождение театра. Все должно идти от жизни // екатеринбург.рф).

И даже в его шутках была огромная доля правды, — вынужденной:

«После смерти Владимира Ивановича его квартира отошла государству со всеми вещами. Дача и машина у него были государственные — все отобрали. Владимир Иванович об этом не думал, он себя называл в шутку «интеллигентным пролетарием» (Немировичами-Данченко В. Немирович сыграет Чехова // rg.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × два =