Самоотречение

«Самоотречение – аскетизм, фанатичный порой отказ от удовольствий и радостей жизни ради достижения каких-то долгосрочных и считающихся высокими целей или приобретения неких возвышающих человека в его глазах личностных качеств» (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, — http://psychology_pedagogy.academic.ru).

«Самоотречение как качество личности –  способность постоянно делать то, что помогает в духовном прогрессе и отвергать всё то, что мешает своему духовному прогрессу» (Ковалев П.Д. Самоотречение, — http://podskazki.info).

Как качество личности, самоотречение является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Самоотречение входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Представители интеллигенции всегда были творцами и хранителями русских духовных ценностей, выраженных в основных концептах культуры, таких как служение Отечеству, совесть, ответственность, свобода, правдоискательство, справедливость и нравственность, духовность, соборность и др. Помимо хранения и распространения культурных ценностей другой социальной функцией русской интеллигенции стало служение своему народу и стремление радикально преобразовать общество и все социальные отношения через обновление культуры, духовное творчество, нравственно-эстетическое преломление действительности, через подвижничество и самоотречение. Таким образом, ценностные характеристики интеллигенции соотносятся с фундаментальными аксиологическими понятиями русской культуры» (Ярошенко О.А. Эволюция лингвокультурного типажа «русский интеллигент»).

«Отличительной чертой российской интеллигенции всегда являлось народолюбие, иногда доходящее до народопоклонства. Она всегда думала и думает о народе, способна на самоотречение во имя истины и воплощения поставленных целей. Сословие дворян, разночинцев «сжигало» себя ради идей всеобщего равенства, ради отмены крепостного права, ради свободы, социальной справедливости» (Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В., Мареева Е.В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П. Интеллигенция и культура России).

«Любовь к своему народу — коренная и почти опознавательная черта интеллигенции. Почти — потому что частью интеллигенции народ все-таки недолюбливался, вызывал у нее неверие в «деревенский» духовный потенциал. И отношения между интеллигенцией и народом выстраивались противоречиво. С одной стороны, она шла на самоотречение (та черта, которую мы выводим в 7 признаке интеллигенции и вносим в авторское определение): боролась за отмену крепостного права, за социальную справедливость, жертвуя при этом положением, свободой, жизнью. Народ вроде бы получал и ощущал поддержку. С другой же стороны простому крестьянину царская власть казалась понятнее, чем лозунги интеллигенции» (Тепикин В.В. Интеллигенция настоящая и мнимая).

Самоотречение — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания самоотречения — интерес к самоотречению как качеству личности, уважительное отношение к людям, совершившим подвиг самоотречения, способность на самоотречение, критическое отношение к потребительству.

Самоотречение: 1 комментарий

  1. «Деликатность и интеллигентность Ильфа вообще отмечают все: Евгений Петров был потрясен тем, что в последний год жизни в записных книжках он писал о чем угодно — но уделил всего три строчки себе и своей смертельной болезни, резко обострившемуся туберкулезу» (Корсаков Д. Константин Паустовский об Илье Ильфе).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × пять =