Русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен.
Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС), член-корреспондент диссидентского Комитета прав человека в СССР (1970—1973). Участник петиционных кампаний (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Он был образцом интеллигентного человека.
Настоящий интеллигент не может кривить душой, и Галич говорил то, что думал»
О. Митяев
Честь и совесть настоящего интеллигента не позволяли Александру Аркадьевичу Галичу молчать, — говорил то, что думал. Говорил, пел, писал, но не призывал. В этом состоит главное отличие интеллигента настоящего (в смысле, истинного) от интеллигента настоящего (в смысле, нынешнего). А, чтобы разница между ними была минимальной, интеллигенту нынешнему следует проникнуться уважением к интеллигенту истинному.
«Галич был одним из немногих, кто напоминал мне удивительных русских интеллигентов, которые генерировали в начале столетия и относились к так называемому «русскому серебряному веку». Для них вопрос собственной эрудиции не играл той роли, какую этот вопрос во многих случаях играет сегодня. Их огромная эрудиция была так же естественна, как у хорошего пианиста быстрая и точная игра гамм. …
Почти все известные мне представители великой русской интеллигенции, о которых я уже упоминал, были очень живыми людьми, любителями женского пола и возлияний, любили похулиганить и погусарствовать. Помню, каким был Нейгауз, каким был всего этого не чуждавшийся Шебалин, каким был великий музыкант И. Способин. И, одновременно, они существовали на огромных духовных и интеллектуальных высотах – одно другого совершенно не исключало. Никто из них не напоминал известное создание, выведенное доктором Вагнером в колбе. Живые, прежде всего живые, люди. И Саша был фантастически живым человеком, вероятно, как никто… И, пожалуй, в нем видел я настоящее российское гусарство» (Каретников Н.Н. Из книги воспоминаний «Готовность к бытию» // litmir.me).
Советская интеллигенция Галича любила и, может быть, поэтому, как и он, свое несогласие проявляла в творчестве.
«Галич дал единственный концерт в Советском Союзе — в 1968 году в новосибирском Академгородке. Но при этом записи его были в каждой советской интеллигентной семье. Помню, мы, мальчишки, в начале 80-х переписывали песни с кассеты на кассету, вслушивались, стараясь сквозь шипение разобрать слова. Мы понимали — ЭТО слушать не по-комсомольски, боялись наказания правильных учителей. Но оторваться не могли» (Милкус А. Тайна гибели Александра Галича до сих пор не разгадана // kp.ru).
«Как автор-исполнитель Галич выступал с 40-х годов, но свои ранние произведения он не ценил и в сборники не включал. Творческий путь того, кто завладел умами советской интеллигенции, начинается с конца 50-х. Именно тогда элегантный, преуспевающий драматург с неожиданной резкостью начал петь о маленьких людях, жертвах репрессий, зашоренных обывателях, неистребимых палачах. Затрагивать такие темы означало рисковать своим положением, а то и жизнью» (Москвин А. «Я выбираю свободу…» // rewizor.ru).
«Дмитрий Шагин (художник, лидер творческого объединения «Митьки»): «Высоцкий — это голос всего народа. Он был популярен среди всех слоев общества. А Галич — это выразитель мыслей интеллигенции. Наверно, поэтому и менее знаменит сейчас». …
Светлана Залесская-Бень («Серебряная свадьба»): «Творчество Галича для меня — литература высокой пробы. В ней столько интеллигентности». …
Александр Чернецкий («Разные люди»): «Высоцкий был более рок-н-ролльный, чем Галич, который был, скорее, академический и крайне интеллигентный. Но считаю, что в наши дни и такой мастер слова должен быть представлен в школьных учебниках» (Нурабаев А. Александру Галичу посвящается. Веселый разговор // colta.ru).
«И наконец, заповедь, которую Моисею Бог не поведал. Ее услышал Александр Галич.
— Не промолчи! Если это против совести твоей, не промолчи!
Последнюю заповедь и автор этих строк, — и, уверен, огромное большинство тех, кто считает себя добропорядочными интеллигентами, — нарушали не раз. Мы пассивно порядочные люди и поэтому не годимся в праведники. Те два Поэта, встреча которых послужила поводом записать эти размышления, никогда и ни в чем не нарушили кодекс чести интеллигента» (Кошкин В.М. Два Поэта. И заповеди интеллигента // stihi.ru).
Олег Михайлов
2020 г.