Советский педагог-новатор, детский писатель.
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Наряду с созданием и укреплением материально-технической базы коммунизма важнейшим условием преобразования общества является воспитание нового человека«
В.А. Сухомлинский
Эти слова Василия Александровича Сухомлинского не случайно взяты в качестве эпиграфа к посвященной ему страничке. В них не только искренняя вера педагога в победу коммунизма, но и попытка напомнить своим соотечественникам о том, что без преобразования личности, без воспитания нового человека, светлого будущего не достичь. Как показала практика коммунистического строительства, педагог был прав, — новый человек появился, но не тот, который был нужен для торжества провозглашенных в 17-м идей.
Обратившись к первоисточнику, попробуем разобраться, каким, по мнению В.А. Сухомлинского, должен быть настоящий человек, чтобы преобразованное общество не обмануло возложенных на него надежд:
«Я стремлюсь к тому, чтобы воспитание утверждало в каждом питомце человеческую гордость …
Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом. …
Одна из самых тонких сфер духовной жизни человека — верность долгу человека перед человеком. …
Идеал этического воспитания в том, чтобы чувство брезгливости не позволило маленькому гражданину перешагнуть ту черту, за которой начинается унижение человеческого достоинства. …
… чем богаче, многограннее было наше общение — общение учителя и детей, тем ярче выражалось это качество — воспитуемостъ — в чуткости к каждому моему слову. …
Постижение той истины, что мы приходим в мир и уходим из него, чтобы никогда больше в него не возвратиться, что в мире есть величайшая радость — рождение человека и величайшее горе — смерть, — подлинное постижение этой истины делает человека мудрым мыслителем, формирует тонкую воспитанность интеллекта, души, сердца, воли. В эту истину уходят тончайшие корни человеческого благородства — благородства гражданина, труженика, семьянина, культурной личности. …
Чем глубже вам удастся развить в своем питомце жажду познания, тем большее счастье даст ему сознание, что он живет, думает и чувствует. …
Я убежден, что духовная зрелость приходит к человеку с видением жизни своего поколения как одного из звеньев в бессмертной цепи человечества. …
Труд создает человеческую зрелость, творит мужчину и женщину. Только благодаря труду рождается твое чувство ответственности за будущее. …
Будь духовно сильным, твердым, выносливым, несгибаемым. … Собственная выносливость переживается как доблесть, это возвышает каждого ребенка в его глазах. …
В детстве исключительно большую роль играют духовное самовоспитание, самопознание, закалка, умение требовать от себя и отдавать приказы себе. Дух неотделим от тела; сила духа проявляется в умении напрягать физические силы, в слиянии физической выносливости с тонкими, нежными чувствами. …
Чем лучше ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинно человеческого счастья — свободы. …
Если ты будешь делать только то, что хочется, если активность твоя будет побуждаться лишь предчувствием удовольствий, — в жизни у тебя не будет ничего дорогого и святого, душа твоя не постигнет , что такое любовь , преданность. …
Воспитание силы духа и презрения к тщедушию неотделимо от воспитания доброты, чуткости, сердечной тонкости и нежности. В способности быть добрым, чутким, великодушным проявляется подлинная духовная сила. …
От того, как относится ребенок к самому факту рождения новой жизни, к беременной женщине и особенно к своей матери, готовящейся стать роженицей и снова матерью, зависит душевная чистота, нравственная порядочность, моральное целомудрие отношений в детской среде. …
Чувство кровного родства является благоприятной почвой для воспитания и развития отзывчивости, участливости, сердечности. …
От материнской и отцовской мудрости зависит поддерживать в ребенке бережливое, заботливое, восторженное отношение к новой жизни — даже тогда, когда она еще и не появилась. …
Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. …
Чувствование и переживание красоты, стремление к прекрасному, нетерпимость к уродливому — все это требует развитого, тонкого, чуткого ума. …
Красота лишь тогда облагораживает и возвышает, когда она сливается с правдой, человечностью, непримиримостью к злу. …
Сила красоты реальна в социалистическом обществе лишь потому, что есть солнце правды — самые справедливые в мире человеческие отношения. …
Слушая и переживая эту сказку, дети задумываются над тем, что подлинная красота неотделима от скромности и достоинства. …
Этика школьного воспитания заключается в том, чтобы познание, постижение красоты пробуждало беспокойство, тревогу, стремление сделать окружающее лучше, чем оно есть. …
Дорожить мужеством надо так же стойко и мудро, как и честью, достоинством гражданина, отца, сына. …
Я же даю им другой урок — урок душевной щедрости, дисциплины желаний, человеческого соучастия. …
Я вижу искусство и мастерство воспитания в том, чтобы маленький человек жил в мире больших идей и благодаря этому постигал свое величие и в самом деле становился великим. …
Если на каждый душевный порыв маленького человека взрослые отвечают умно, чутко и требовательно, он сам становится умным, чутким и требовательным. …
В одухотворении, в изумлении бескорыстием — путь познания народного духа, народных взглядов на нравственность, на чистые взаимоотношения людей»
И т.д. (Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие // padabum.com).
Как нетрудно заметить, настоящий человек в понимании Сухомлинского, это человек, обладающий качествами, характерными для истинного интеллигента. Причем, несмотря на то, что основателем социалистического государства однокоренное понятие было отождествлено с отходами жизнедеятельности, самим словом «интеллигентность» автор не гнушается:
«Это одна из самых сложных, тонких, мучительно трудных и радостных сфер воспитания — сфера, в которой формируется интеллигентность души и всепобеждающая жажда жизни» (Там же).
Все это красноречиво свидетельствует о том, что великий Сухомлинский прекрасно понимал роль и значение положительных качеств личности в построении благополучного общества, и пытался донести свои убеждения до сознания соотечественников. Однако, его идеи остались в книгах и докладах, а в жизни должного воплощения так и не нашли. Поэтому, спустя два десятилетия после смерти Василия Александровича произошло то, что не могло не произойти — новый человек, — или настоящий в понимании Сухомлинского, — стал редкостью.
Олег Михайлов
2020 г.