Александр Иванович Герцен

Русский публицист-революционер, писатель, педагог, философ.

Принадлежал к числу крайне левых политиков и критиков монархического устройства в России, выступая за социалистические преобразования, добиваться которых предлагал путём революционных восстаний (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Когда бы люди захотели вместо того, чтоб спасать мир, спасать себя, вместо того, чтоб освобождать человечество, себя освобождать, — как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человека»
А.Герцен

Эту популярную, набившую оскомину цитату «С того берега» лучше бы не вспоминать, — одно и тоже приедается и обесценивается. Но, если мы хотим разобраться, каков вклад Александра Ивановича Герцена в наши представления об интеллигентности как совокупности человеческих качеств, отвечающих идеалам русской культуры, нам без нее не обойтись, поскольку в этих словах, как в зеркале, отражены сложность, неоднозначность, противоречивость мировоззрения не только их автора, но и его последователей.

Отвечая на поставленный вопрос, без малейших сомнений можно сказать, что педагогическое наследие, оставленное философом, в котором он отстаивает принцип подготовки специалиста в комплексе с формированием гражданина и воспитанием личности*, неоценимо и до сих пор актуально. Исследователи его творчества отмечают:

«Герцен обосновывал свой центральный тезис: специалист должен обладать одновременно и широтой, и глубиной профессиональных знаний и культурнообразовательных интересов. Он предъявлял к специалисту в той или иной области требование откликаться на все запросы живой жизни, другими словами, — быть гражданином. …

Эта проблема рассматривалась мыслителем в ракурсе воспитания личности, несущей в себе стойкий нравственный стержень и не отступающей от своих идеалов под давлением обстоятельств» (Богуславский М.В. Экзистенциальная педагогика А.И. Герцена).

«Полноценная личность не может быть воспитана в отрыве от других отраслей человеческого знания и деятельности — в противном случае существует опасность впасть в ремесленничество науки и за множеством фактов потерять общность дела» (Герцен Александр Иванович // Российская педагогическая энциклопедия п/р В.Г. Панова).

Можно вспомнить огромное число важных и полезных мыслей А.И.Герцена на педагогическую тематику, но приведенного примера уже достаточно, чтобы, кроме публициста-революционера видеть в его лице выдающегося просветителя, заложившего основы в понятие, называемое сегодня интеллигентностью:

«В плане реализации своих замыслов Герцен страстно выступал за просвещение народа как базис развития страны, добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Поэтому Герцен в полной мере может быть отнесен к выдающимся русским просветителям. Данное определение расширяет оценку его творчества, ранее ограниченную преимущественно социально-политическими взглядами» (Богуславский М.В. Развитие философско-педагогического мировоззрения А.И. Герцена).

Что же касается социально-политических взглядов Герцена, служивших теоретическим обоснованием разрушительных преобразований, осуществленных большевиками в борьбе за народное счастье, на самом деле они не так уж и радикальны. Во всяком случае, его ответ «Русскому человеку», требующего от «Колокола» звать Русь к топору, подозрения в симпатии философа к решительным мерам опровергает:

«К топору, к этому ultima ratio [последнему, решительному доводу (лат.). — Ред.] притесненных, мы звать не будем до тех пор, пока останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора» (Герцен А.И. Предисловие к статье «Письмо из провинции» // 64-й лист «Колокола» от 1 марта 1860 года).

Тем не менее, автором книги «О развитии революционных идей в России», написанной в 1851 г., является тоже А.И. Герцен. А в ней, кроме огромного множества политических и литературных достоинств, есть, например, такие строки:

«Вопрос о возможности революции в России сводится к вопросу о материальной силе. Вот почему, не считая иных причин, помимо упомянутых нами, эта страна становится почвой, наилучшим образом подготовленной для социального возрождения. …

… стремления революционной России совпадают с надеждами и стремлениями революционной Европы и предрекают их союз в будущем. Национальный элемент, привносимый Россией, — это свежесть молодости и природное тяготение к социалистическим установлениям. …

Консерватизм, не имеющий иной цели, кроме сохранения устаревшего staus quo [существующего положения (лат.). — Ред.], так же разрушителен, как и революция. Он уничтожает старый порядок не жарким огнем гнева, а на медленном огне маразма» (Герцен А.И. О развитии революционных идей в России ).

Поэтому, идеализировать все наследие Герцена не приходится. Можно сомневаться в постижении его идеологическими выкормышами педагогических идей, а политических, к сожалению, не приходится.

«Люди не рождаются революционерами, а делаются ими. … Главные воспитатели героя «Былого и дум» — исторические события, время. В своих записках Герцен тщательно воспроизводит впечатления общественной жизни цвет времени, запах времени, звук времени, воздействовавший на растущую душу. Что такое отрочество героя «Былого и дум»? Тетрадки пушкинских, рылеевских запрещенных стихов; известие о казни декабристов; наказания «дворовых люден» в «частном доме» — в полицейском участке; самоубийства дворовых — как эхо, как отклик на все, что измучило душу, — клятва, данная вместе с Огаревым на Воробьевых горах… Они поклялись положить жизнь на борьбу с деспотизмом… Что такое юность героя? Это известие об июльской революции в Париже, а за ним — о восстании в Варшаве, это — весть о падении Варшавы, это — слухи об арестах студентов, оказывающиеся истиной; это — проводы друзей в этапных тюрьмах; это — громкая проповедь социализма, несущаяся из Франции во все концы Европы, — и как эхо, как отклик, жадные мечты о социализме, новом справедливом строе, который уничтожит рабство и пересоздаст человечество» (Чуковская Л. «Былое и думы» Герцена. О времени и о себе).

Возможно, так оно и было, — не в то время Александр Иванович родился, — но подчеркнем, что такие объяснения его революционности абсолютно не соответствуют мысли, содержащейся в утверждении, использованном нами в качестве эпиграфа.

Документальный фильм об Александре Ивановиче Герцене:

_________________
* Возможно, этот принцип заимствован из древнерусской истории. Позже, в 1893 году В.О. Ключевский писал: «Кодекс сведений … о том, как подобает жить христианам … состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное – учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское – наука о гражданском общежитии и строение домовное – наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в Древней Руси» (Ключевский В.О. Два воспитания).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − шесть =