Русский публицист-революционер, писатель, педагог, философ.
Принадлежал к числу крайне левых политиков и критиков монархического устройства в России, выступая за социалистические преобразования, добиваться которых предлагал путём революционных восстаний (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Когда бы люди захотели вместо того, чтоб спасать мир, спасать себя,
вместо того, чтоб освобождать человечество, себя освобождать, —
как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человека»
А.И. Герцен
Может быть, эту потрясающую цитату в данном контексте лучше не использовать, чтоб, не дай Бог, не затереть ее и не обесценить. Но, если мы хотим разобраться, почему Александра Ивановича Герцена очень часто называют одним из представителей русской интеллигенции, нам без нее не обойтись. Ведь в этих словах, как в зеркале, отражена предполагаемая последовательность осуществления социальных преобразований, о которых мечтал их автор.
Знакомство с педагогическим наследием Александра Ивановича убеждает, что в его планах на первом месте стояло внутреннее преобразование человека. Исследователи его творчества отмечают:
«В плане реализации своих замыслов Герцен страстно выступал за просвещение народа как базис развития страны, добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Поэтому Герцен в полной мере может быть отнесен к выдающимся русским просветителям. Данное определение расширяет оценку его творчества, ранее ограниченную преимущественно социально-политическими взглядами» (Богуславский М.В. Развитие философско-педагогического мировоззрения А.И. Герцена // cyberleninka.ru).
А тот факт, что философ отстаивает принцип подготовки специалиста вместе с формированием гражданина и личности*, свидетельствует о наличии у него комплексного видения стоящих перед просвещением задач, способного стать результатом глубокого осмысления изучаемого вопроса.
«Герцен обосновывал свой центральный тезис: специалист должен обладать одновременно и широтой, и глубиной профессиональных знаний и культурнообразовательных интересов. Он предъявлял к специалисту в той или иной области требование откликаться на все запросы живой жизни, другими словами, — быть гражданином. …
Эта проблема рассматривалась мыслителем в ракурсе воспитания личности, несущей в себе стойкий нравственный стержень и не отступающей от своих идеалов под давлением обстоятельств» (Богуславский М.В. Экзистенциальная педагогика А.И. Герцена // cyberleninka.ru).
«Полноценная личность не может быть воспитана в отрыве от других отраслей человеческого знания и деятельности — в противном случае существует опасность впасть в ремесленничество науки и за множеством фактов потерять общность дела» (Герцен Александр Иванович. Российская педагогическая энциклопедия п/ред. В.В. Давыдова // dates.gnpbu.ru).
Что же касается социально-политических взглядов А. Герцена, послуживших теоретическим обоснованием разрушительных преобразований, осуществленных большевиками в борьбе за «всенародное счастье», во-первых, они в некоторой степени оправданы:
«Люди не рождаются революционерами, а делаются ими. … Главные воспитатели героя «Былого и дум» — исторические события, время. В своих записках Герцен тщательно воспроизводит впечатления общественной жизни цвет времени, запах времени, звук времени, воздействовавший на растущую душу. Что такое отрочество героя «Былого и дум»? Тетрадки пушкинских, рылеевских запрещенных стихов; известие о казни декабристов; наказания «дворовых люден» в «частном доме» — в полицейском участке; самоубийства дворовых — как эхо, как отклик на все, что измучило душу, — клятва, данная вместе с Огаревым на Воробьевых горах… Они поклялись положить жизнь на борьбу с деспотизмом… Что такое юность героя? Это известие об июльской революции в Париже, а за ним — о восстании в Варшаве, это — весть о падении Варшавы, это — слухи об арестах студентов, оказывающиеся истиной; это — проводы друзей в этапных тюрьмах; это — громкая проповедь социализма, несущаяся из Франции во все концы Европы, — и как эхо, как отклик, жадные мечты о социализме, новом справедливом строе, который уничтожит рабство и пересоздаст человечество» (Чуковская Л. «Былое и думы» Герцена. О времени и о себе // chukfamily.ru).
Во-вторых, есть основания предполагать, что в его планы осуществления социальных преобразований вооруженное восстание, все-таки, не входило:
«К топору, к этому ultima ratio [последнему, решительному доводу (лат.). — Ред.] притесненных, мы звать не будем до тех пор, пока останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора» (Герцен А.И. Предисловие к статье «Письмо из провинции» // 64-й лист «Колокола» от 1 марта 1860 года // gertsen.lit-info.ru).
Олег Михайлов
2020 г.