Русский историк-медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России.
Ординарный профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета.
Идеолог западничества (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Мы судорожно рвались на свет»
Т. Грановский
Влияние Тимофея Николаевича Грановского на формирование представлений об интеллигентности как совокупности человеческих качеств, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к лицам, являющимся носителями культуры, отнюдь не однозначна.
Как личность, он способен служить образцом для подражания не только своим современникам, но и всем последующим поколениям:
«Время ещё впереди, когда настанет для нас потребность в специалистах, … которые, говоря нам о добре и нравственности — о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали истину своих слов… Таков был Грановский» (Тургенев И.С. Два слова о Грановском // rvb.ru).
Не вызывают сомнения и его профессиональные качества:
«Публичные лекции историка Т. Н. Грановского в Московском университете осенью 1843 года стали событием в научной и культурной жизни России, подлинным прорывом в становлении свободной общественной мысли. Благодаря выступлениям ученого произошло социальное и духовное сближение университета и общества, философский смысл которого — в становлении мировоззрения на идеалах гуманизма, приоритета гражданской активности и научной мысли…
А.В. Станкевич: «Несомненно, что талант Грановского был по преимуществу талант живого слова, отчасти даже, можно сказать, талант импровизатора, если только позволительно назвать импровизациею речь, к которой произносящий ее подготовлен долгим трудом изучения и постоянно деятельною мыслию» (Возчиков В.А. Публичные лекции Т. Н. Грановского: магия слова и личности // cyberleninka.ru).
А вот гражданская позиция профессора имела очень печальные последствия для России, — оторванность от своих истоков не могла не отразиться на его отношении к радикальным преобразованиям:
«В условиях крайнего консерватизма власти, безоговорочного господства триады «самодержавие, православие, народность» Белинский, Грановский и Герцен стали создателями мощнейшей антитезы — по сути зеркального официальной идеологии мифа о том, что путь России к всеобщему благоденствию лежит не через стабильность и эволюцию, а только через перелом, свержение власти и грандиозный социальный переворот. Именно эта надежда на кардинальный взрыв, который единственный может разрушить ненавистное бытие, стала определяющей в убеждениях многих и многих поколений российских интеллигентов» (Кондратенко А.И. У истоков русской интеллигенции (Т.Н. Грановский и его время) // cyberleninka.ru).
Олег Михайлов
2020 г.