Виссарион Григорьевич Белинский

Русский литературный критик (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию.
Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов»

В.Г. Белинский

Сразу следует сделать оговорку. Виссарион Григорьевич Белинский был основоположником интеллигентности, но не той, популяризации которой посвящен данный ресурс, а той, носителями которой были организаторы революционного терроризма, Октябрьского переворота, красного террора, сталинских репрессий, поскольку руководствовались, в том числе, соображениями своего идейного вдохновителя:

Александр Архангельский, автор фильма «Интеллигент Виссарион Белинский», так характеризует своего героя:

«… нужно увидеть человека, который безумно болел за свою страну. И эта боль в нем вырывалась всюду. Причем человек абсолютно бескорыстный, и мы в фильме это показываем, когда Некрасов с Панаевым его выдавили из «Современника», говоря современным языком, «обнулили». И когда его из пайщиков выдавили, он написал вялое письмо Тургеневу про то, что «был у меня разговор с Некрасовым, вот Некрасов считает так». Не обрушился. Представляете, сегодня бы нашего какого-нибудь литератора лишили законной доли в прибыли – вот тут бы было письмо! А это был вяленький рассказ. Но когда про то, что он считает правдой, — человек сжигает сам себя. Гоголь был прав, когда писал: «Вы сгорите, как свечка». Он ведь был на грани. Еще был шанс вылечиться. И если бы не письмо Гоголю, где он клокочет, где он просто негодует, может быть, он и жил бы дольше. Может быть, и Достоевский о нем нечто иное сказал, потому что человек был развивающийся. Человек чуткий» (Качкаева А. Оправдание честного идеалиста, или почему сегодня полезно читать Белинского // svoboda.org).

Через героя фильма показана трагедия русской интеллигенции и всей русской истории. Трагедии, продолжающейся по сей день. А. Архангельский:

«…  самый больной эпизод его жизни, а может быть, и русской литературной истории XIX века – это именно переписка Белинского с Гоголем. Потому что именно здесь окончательно раскалывается русское интеллектуальное сословие. Раскалывается и по-человечески, и идеологически, и правота, и неправота с обеих сторон. И этот раскол означает, что какой-то важный шанс мы упускаем в этот момент. Да, по-человечески они могли услышать друг друга. Гоголь, в конце концов, написал примирительную записку, Белинский тоже как-то остыл. Но один – в полюс «социализма с человеческим лицом», а другой – в «монархизм с человеческим лицом». Вместо того, чтобы оба занимались человеческим лицом без социализма и монархизма. Но не случилось» (Там же).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × два =