Александр Розенбаум

Советский и российский певец, автор-исполнитель, поэт, музыкант, композитор, киноактёр, врач.

Народный артист Российской Федерации (2001).

Помимо выступлений в рамках гастрольных туров, Розенбаум даёт концерты в институтах, в армии, на флоте, в местах лишения свободы. Все подобные концерты — благотворительные (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Русские — это последняя надежда человечества на нормальную жизнь»
А.Я. Розенбаум

У граждан нашей страны имя Александра Яковлевича Розенбаума ассоциируется прежде всего с его энергичными песнями под гитару, ничего общего, — казалось бы, — не имеющими с музыкальными предпочтениями изысканной интеллигентной публики. Но это не так. В его низком, хриплом голосе поклонники певца сумели расслышать многое другое:

«Дитя подвалов и чердачных лестниц,
Родился я на проходном дворе.
И коль еврей поет казачьи песни,
То, значит, раки скоро свистнут на горе!

Эту «Эпиграмму на себя» написал человек, которого знает вся наша страна. И он нашу страну знает хорошо, потому что побывал в каждом её уголке. Он один – без всякой мишуры, пиара и кордебалета – способен собрать аншлаг на каждом концерте! Публика его обожает за независимость, интеллигентность… И, конечно, за пышные усы, под которыми прячется очень добрая улыбка! Конечно, речь идёт об Александре Розенбауме» (Звягинцева М. Александру Розенбауму – 65 // nastroenie.tv).

… своим первым циклом песен Розенбаум обязан совсем другому кумиру своей юности, патриарху советской блатной песни Аркадию Северному. В них он воссоздаст романтичный и опасный мир послевоенной Москвы и предреволюционной Одессы, отталкиваясь от рассказов Бабеля о Бене Крике. У него будет целый выводок своих «криков», налетчиков и гуляк: Моня, Нинка, Сема, Муся и тьма фраеров с червонцами. И, например, такие строчки: «Я никогда лажово не свистел» или «Водки съем бутылочку, взгромоздюсь на милочку». Зачем все это интеллигентному ленинградцу и ценителю Мандельштама, выросшему среди дворцов и каналов? В одном из куплетов он проговорится: «Эту песню пишу на кабацкий мотив, чтоб согреть чьи-то блудные души».

Именно с Розенбаума начнется мода на «благородный шансон» — авторскую песню, берущую начало не в блатняке, а в городском романсе. Он уводит исторический горизонт на несколько веков назад и предлагает слушателю более объемную картину: это песни не вчерашних зэков. До тюрем были каторги, до наручников — кандалы, до расстрелов — казни. Это песни людей в неволе, всех запертых и угнетенных. Зачастую невиновных узников совести, иногда — просто оступившихся. И пусть сам он на свободе, он — Розенбаум — с ними» (Морсин А. То, что доктор написал. В чем сила барда-реаниматора Александра Розенбаума // tass.ru).

«А как весело, залихватски и безгрешно сотни голосов, как один, грохнули жиганский «Гоп-стоп»! Этот «фраерский» шедевр всех времен и народов заводит с пол-оборота даже самого смирного интроверта, а уж ребята с огоньком от него просто балдеют. Кураж этой «кровавой» истории легок, искрометен и чист, это просто игра в «блатняк», артистичная и условная, талантливая непостижимо. Вот эта интеллигентность и мера, мягкая ирония и человечность существенно отличает «босяцкие» интермедии Розенбаума от расхожего «шансона». Нет в них нарочитой агрессии и спекулятивного скулежа, «псевдопобитости» жизнью и маргинального душка. А есть чуткая, тонкая, непринужденная стилизация. Питерский музыкант и стихотворец и здесь остается питерцем до мозга костей» (Рыбак М. Розенбаум дал дрозда // dzen.ru).

Как оказалось, интеллигентность музыканта просматривается не только в его творчестве, но и в поступках:

«… часть звезд отечественного шоу-бизнеса, творческой интеллигенции покинула страну. И те кто молча эмигрировал, и те, кто высказал свою позицию о февральских событиях по сути определились по какую сторону они находятся. Не остался в стороне популярный бард Александр Розенбаум, который остался на своем «корабле» — в России и занимает твердую позицию которая образно им описана так «можешь высказываться обо всем находясь на своем корабле, но не когда ты с него сбегаешь» («Женщина, сидящая в подвале — моя дочь»: Розенбаум о спецоперации // newslenta.com).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

11 − два =