Андрей Арсеньевич Тарковский

Советский режиссёр театра и кино, сценарист.

Народный артист РСФСР (1980).

Творчество Андрея Тарковского представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Как глубок был этот киногений, как утонченно духовен, интеллигентен,
сколь было в его сознании, уме, чувствах устремленности к Высшему»

А. Попов

О том, что думал Андрей Арсеньевич Тарковский об интеллигентности, какое отражение мысли режиссера нашли в его творчестве, лучше, чем это сделал писатель и сценарист Валерий Рокотов, сказать трудно и, пожалуй, нет необходимости:

«Интеллигентность – лучшее в человеке. Как метафизическая сущность, она обладает волей и побуждает к жертве ради будущих поколений.

Любовь к лучшему в себе, подчинение воле интеллигентности приводит к спасению и самого человека, и всех. Это прямо вытекает из того, что утверждал Тарковский и показано в его последней картине.

Тарковский создавал не религиозный фильм. Главный герой картины, по его словам, скорее всего, неверующий; он обращается к Богу в минуту отчаяния. Режиссёр создавал фильм о мгновении осознания интеллигентом своей миссии.

На связь Тарковского и Ницше указывалось. Её подробно разобрал философ Игорь Евлампиев. Но сегодня проясняется, как именно режиссёр переосмыслил одну из главных идей философа. Для него это идея вечного возвращения к потрясению и осознанию необходимости жертвы – к жертвоприношению, которого требует дух интеллигентности.

Ницшеанская идея сверхчеловека режиссёру очевидным образом не близка. Она и не может быть близка, потому что там, где начинается сверхчеловек, кончается искусство. Там гремят литавры фанатиков. Тарковского не ошеломляет кольцо вечного возвращения. Здесь для него нет никаких причин падать в обморок. Его интересует жертвенный поступок, в котором проявляется подлинный человек. А точнее – подлинный интеллигент. Для него подлинная интеллигенция – это «удерживающий», катехон. …

Тарковский не вернулся, как на мгновение показалось, всем нам на радость. Он как наш современник совершенно немыслим. Великий художник остался в своей эпохе, с которой мы разделены пропастью, и пока ещё не осознаём всего ужаса этого разделения. Ему некуда возвращаться. Он не может вернуться в мир, где интеллигентности почти не осталось, где из неё бегут. Он сегодня обречён на непонимание или на выхолащивание. Люмпен-интеллигенция с её пофигизмом, этно-интеллигенция с её стайным мышлением будут извращать или опрощать его творчество. Он им не нужен. Сегодня принять от Тарковского свечу русской интеллигентности, кажется, просто некому» (Рокотов В. Повторный прокат «Жертвоприношения»: почему не поймут Тарковского // newizv.ru).

О фильме «Жертвоприношение» и его авторе Андрее Арсеньевиче Тарковском:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × 4 =