Смелость

«Смелость — способность подавлять страх. Русские синонимы: бесстрашие, мужество, храбрость, отвага, доблесть, героизм» (Материал из Викицитатника, — http://ru.wikiquote.org).

«Смелость как качество личности – способность подавлять защитные реакции, сохранять самообладание при появлении страха и качественно выполнять свои обязанности в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях» (Ковалев П.Д. Смелость, — http://podskazki.info).

Как качество личности, смелость является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Смелость входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«В сталинское время, уже будучи в Москве, Хикмет, хотя и неявно, выступал против власти. Например, некоторые даже считали турецкого поэта, который защищал Зощенко и помогал ему, оппозиционным лидером. Это полезно знать всем трусам, которые любят голословно обвинять Хикмета. Он был смелым человеком и настоящим интеллигентом. Он не смог приехать в свою страну, но оставил глубокий след в сердцах людей.

В этом и заключается манера интеллигента. В ней нет места трусости, она не терпит сгибания спины перед властью, требует оригинального, добросовестного, независимого мышления. Интеллигент не обязательно во что бы то ни стало должен быть оппозиционером, но он осторожно относится к власти. Манере интеллигента принадлежит особое место в универсальном наследии человечества, укреплении братства и дружбы, поисках решения насущных проблем. Взгляды интеллигента могут идти вразрез с идеями большинства. И приближаться к власти в поисках экономической выгоды также недостойно манеры интеллигента» (Самих Гювен (Samih Güven). Манера интеллигента: примеры Толстого и Хикмета).

«В тех условиях необходимо было обладать немалой смелостью, чтобы на одной из публичных лекций перед студентами заявить, как это сделал Павлов: «марксизм и коммунизм — это вовсе не абсолютные истины, это одна из теорий в которой, может быть и есть часть правды, а может и нет».

Духовные и нравственные принципы интеллигенции не позволяли ей молчать, даже ради сохранения собственной жизни. Ощущала себя совестью нации по-прежнему была готова к самопожертвованию. Имена В.И. Вернадского, С.П. Королёва, Н.И. Вавилова, Л.Д. Ярошенко, О.Э. Мандельштама, многих других, стали символом стойкости, несгибаемости, мужества» (Кошелева Л.А. Интеллигенция как феномен русской культуры).

«Дмитрий Мирский, воевавший против большевиков, вступает в 1932 году в коммунистическую партию Великобритании! Эмигрантская общественность отвернулась от своего бывшего кумира – именно за его смелость думать по-своему. Травля со стороны бывших единомышленников. Не только власти репрессивны по отношению к инакомыслящим! Тоска по родине? – он возвращается на родину в 1934 году… Но литературовед, поэт, публицист князь Мирский был интеллигентом – в полном соответствии с его собственным определением. Независимость его суждений советская власть не могла не заметить и не хотела простить. В 1937 году он был арестован, в 1939 умер в Магадане. Князь Мирский – интеллигент, всегда выступавший в соответствии с собственным пониманием справедливости, часто – вразрез с пониманиями власти и интеллектуального окружения, пренебрегая не только расположением друзей, но и опасностью, исходящей от власти» (Кошкин В.М. Интеллектуалы. Интеллигенты).

Смелость — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания смелости — интерес к смелости как качеству личности, уважительное отношение к смелым людям, готовность быть смелым человеком, критическое отношение к трусости.

Смелость: 1 комментарий

  1. «Мы знаем смелость. Какой же честный человек её не будет уважать. Смелость человека, который говорит опасные вещи… Но есть и другая смелость — смелость учёного, человека, говорящего то, что другим кажется неправильным. И вот час этой смелости, быть может, смелости менее заметной, тоже наступит. Но это час тем более трудный, потому что можно строить свою смелость, не выходя из общепринятой точки зрения, поменяв лишь плюсы на минусы» (Ю.М. Лотман).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × три =