Любознательность

«Любознательность — стремление к приобретению всё новых знаний» (Толковый словарь Ушакова, — dic.academic.ru).

«Любознательность как качество личности – склонность к приобретению новых знаний, проявление потребности пытливого ума в стремлении к познанию окружающего мира, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления» (Ковалев П.Д. Любознательность, — podskazki.info).

Как качество личности, любознательность является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.

Любознательность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Интеллигентность — это набор личностных качеств, таких, как чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли» (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).

«Системные представления эмпирического объекта несчетны, интерпретации бесконечны, подчинены принципу фаллибилизма (по К. Попперу) и всегда оставляют место тайне. Предвкушение раскрытия этой тайны – существенная характеристика интеллигентности. Тягостное впечатление оставляют люди, которым кажется, что все в данной области уже известно, которые не испытывают «зуда познания» и не проявляют просто обыкновенной любознательности» (Цофнас А.Ю. Интеллигенция и интеллигентность).

«Следует подчеркнуть при этом, что видовыми особенностями, сыгравшими важную роль прежде всего на самой заре его существования, явилось не только наличие нравственного чувства, ясно, хотя и не всегда формально строго, но всегда поэтически возвышенно определенного кодекса моральных норм, и не только способность к осмысленному, целенаправленному труду, но и неудержимая тяга к новому, любознательность, любопытство. Это единство идет из глубочайшей древности, из предыстории предчеловека (или из первоистории первочеловека) и прямо вытекает из той роли, которую сплав нравственности, трудолюбия и любознательности сыграл в процессе становления человека разумного. …

Все это по определению суть дело интеллигенции, необходимость удовлетворения именно этой потребности и создает интеллигенцию» (Карлов Н.В. Интеллигентна ли интеллигенция?).

Любознательность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания любознательности — интерес к любознательности как качеству личности, уважительное отношение к любознательным людям, способность проявлять любознательность, критическое отношение к безразличию.

К СПИСКУ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × два =