Мастерство

«Мастерство — способность качественно выполнять те или иные виды работ или ремесла» (Русская энциклопедия, — enc-dic.com).

«Мастерство как качество личности – способность стабильно проявлять исключительное уменье, высокое искусство в какой-нибудь области» (Ковалев П.Д.Мастерство, — podskazki.info).

Как качество личности, мастерство является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.

Мастерство входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Проведенный анализ исследований и публикаций позволил нам увидеть общие походы к современной трактовке понятия «интеллигент»: это тип личности, у которого высокое профессиональное мастерство и интеллектуальный потенциал прочно сплетен с нравственным» (Понятовская Е.В. Педагогические условия формирования у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа).

«В.М. Шукшин дает народную характеристику интеллигентного человека: «Хороший человек. Умный человек. Уважительный. Не мот, не пропойца. Чистоплотный. Не трепач. Не охальник. Работник. Мастер». В мастерстве соединяется процесс познания с творчеством, проявляется уважительное отношение к тому, что делается качественно, с умом, со знанием дела» (Галицких Е. Интеллигентность — основа становления будущего педагога).

«В нашем доме на Сходне было три печки, которые в те далекие 20-е годы топили дровами. И все три печки клал один и тот же печник, Иван Михаилович Грызлов. Он был, прежде всего, мастером в том самом настоящим понимании этого слова, которое хочется писать с большой буквы. И брал за свою работу дорого – грызловская работа должна была цениться. Как-то он перекладывал одну из наших печек. Работа была закончена и дед уже собирался заплатить ему за работу. Но Ивану Михаиловичу что-то в печке не понравилось. Он остановил деда и сердито сказал:»Погоди Сергей Васильевич. Ты в печах ничего не понимаешь. А придет понимающий и спросит – кто клал? Ты что ему скажешь? Грызлов». И на следующий день он всю работу сделал заново.

Но не только порядочностью мастера и уважением к собственной профессии Иван Михалович был мил моему деду. Он о нем говорил так: умнейший и интеллигентнейший человек» (Моисеев Н.Н. Об интеллигенции, ее судьбе и ответственности).

Мастерство — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания мастерства — интерес к мастерству как качеству личности, уважительное отношение к мастеровым людям, стремление быть мастеровым человеком, критическое отношение к бездарности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × четыре =