«Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя» (Педагогический терминологический словарь, — pedagogical_dictionary.academic.ru).
«Образованность как качество личности – способность проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции; постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью жизненного опыта» (Ковалев П.Д. Образованность, — podskazki.info).
Как качество личности, образованность является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.
«Давайте попробуем записать качества интеллигентного человека. Варианты качеств предложенных студентами: образованность, воспитанность, вежливость, уважение к себе (чувство собственного достоинства), уважение к другим, доброта, отзывчивость, нравственные принципы (идеалы); патриотизм, героизм, скромность; великодушие, добросовестность, ответственность, преданность во всём» (Понятовская Е.В. Диалоги об интеллигентности).
«Образованность — важный, но все-таки не окончательный и не основной критерий интеллигентности. … Это происходит потому, что в понятие «интеллигентность» помимо образованности входит гораздо большее количество признаков, приобретаемых человеком при рождении, воспитании, учебе» (Богадельников И.В. Образованность или интеллигентность?).
«Образованность есть всего лишь условие интеллигентности, которое можно на языке логики определить как «необходимое, но недостаточное» для ее возникновения» (М.С. Каган)» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 17).
Образованность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания образованности — интерес к образованности как качеству личности, уважительное отношение к образованным людям, стремление быть образованным человеком, критическое отношение к необразованности.
«… человек не может быть образован вообще. Основу его образованности должны составлять глубокие профессиональные знания в одной какой-либо области. Причем это может быть любая специальность: от создания летательных аппаратов до умения выкладывать камины, от операций на головном мозге до выпечки пирожков. Ведь владение профессиональными знаниями — не статический процесс. Это целенаправленное динамическое движение вперед, потребность постоянно совершенствоваться. Особенно важно последнее: именно в способности и потребности постоянно совершенствоваться и рождается образованность» (Богадельников И.В. Образованность или интеллигентность?).