Эвальд Васильевич Ильенков

Советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики.

Его работы посвящены различным вопросам марксистской теории познания, природы идеального, личности, творческой деятельности, а также психологии и педагогики, этики и эстетики (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Сила личности – это всегда индивидуально выраженная сила того коллектива,
того «ансамбля» индивидов, который в ней идеально представлен»

Э.В. Ильенков

Оставаясь заложником политических требований, как и многие другие советские гуманитарии того времени, Эвальд Васильевич Ильенков сумел постичь эзопов язык и терминов типа «интеллигент», «интеллигентность» или «формирование положительного отношения к интеллигентности» в своих работах не использовал. Их места заняли другие, менее раздражающие власть понятия — «личность», «всестороннее развитие», «формирование коммунистических общественных отношений» и т.п. Суть оставалась той же, но ее мало кто понимал.

«Личность … возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. …

Отсюда ясно, что материалистический подход к психической деятельности состоит в понимании того, что она определяется в своем течении не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опосредствованных через созданные и создаваемые человеком для человека вещи внешнего мира. …

Нельзя научно исследовать личность, не имея четкого критерия для различения тех индивидуальных особенностей человека, которые характеризуют его как личность …

Подлинная же, живая личность всегда приносит людям естественную радость. И прежде всего потому, что, создавая то, что нужно и интересно всем, она делает это талантливее, легче, свободнее и артистичнее, чем это сумел бы сделать кто-то другой, волею случая оказавшийся на ее месте. Тайна подлинной, а не мнимой оригинальности, яркой человеческой индивидуальности заключается именно в этом. Вот почему между «личностью» и «талантом» тоже правомерно поставить знак равенства, знак тождества. …

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала – с детства – в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью. …

Именно всестороннее, гармоническое (а не уродливо-однобокое) развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого.

Вот и надо заботиться о том, чтобы построить такую систему взаимоотношений между людьми (реальных, социальных взаимоотношений), которая позволит превратить каждого живого человека в личность» (Ильенков Э.В. Что же такое личность? // docs.yandex.ru).

Что же помешало советской системе «построить такую систему взаимоотношений между людьми (реальных, социальных взаимоотношений), которая позволит превратить каждого живого человека в личность»? Помешало непонимание обществом сути тех абстрактных понятий, которые пришли на смену заданным русскому человеку «той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».

«Всестороннее развитие личности предполагает создание для всех без исключения людей равно реальных условий развития своих способностей в любом направлении. Таких условий, внутри которых каждый мог бы беспрепятственно выходить в процессе своего общего образования на передний край человеческой культуры, на границу уже сделанного и еще не сделанного, уже познанного и еще не познанного, а затем свободно выбирать, на каком участке фронта борьбы с природой ему сосредоточить свои личные усилия: в физике или в технике, в стихосложении или в медицине. …

А из этого прямо и вытекает тезис подлинно материалистического учения о нравственности – нравственность можно только воспитать в человеке, создав объективные условия, внутри которых он с детства привык бы действовать нравственно столь же естественно и непринужденно, как умываться по утрам.

Конечно, процесс этот длителен и сложен. Он предполагает коммунистическое преобразование всей системы социально-экономических условий, создание материально-технической базы, формирование коммунистических общественных отношений, воспитание нового человека» (Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах // caute.tk).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × 4 =