Владимир Федорович Тендряков

Русский советский писатель, педагог.

Участник Великой Отечественной войны.

Автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Трудно определить, что понимаю под интеллигентностью,
скорей всего, наличие в человеке той струны, которая чутко отзывается на твои колебания»

В. Ф. Тендряков

Непосредственно интеллигентности Владимир Федорович Тендряков особого внимания не уделял, но очень много размышлял и писал о ее составляющих. Так, еще в 1989 году Александр Архангельский отметил такую деталь в рассказе «Охота»:

«В автобиографическом рассказе Тендрякова к студентам Литературного института, жителям «литературной слободы», то и дело подходит старик интеллигент и ведет с ними странные диалоги. … Он явно взрос на твердой, давней культурной почве, он носитель тщательно разрушавшихся нравственных убеждений старой русской интеллигенции» (Архангельский А. «Ты один мне надежда и опора…» // chukfamily.ru).

Вопросы «разрушавшихся нравственных убеждений», носителем которых была старая русская интеллигенция, волновали писателя всю жизнь и нашли отражение во всем его творчестве.

«Проза Владимира Тендрякова – суровая и нервная, вышедшая из под пера неумолимого критика морали советского общества, искателя нравственной истины, неутомимого исследователя человеческой природы» (Владимир Тендряков: Писатель, идущий своим путём // soyuz.ru).

Вот, например, ответы Владимира Федоровича на вопросы студентов о нравственности:

«Студентка. Сейчас много говорят о нравственности. В чем вы видите нравственную ценность современного человека?

В. Тендряков. Видите ли, нравственная ценность современного человека… Думаю, что ваш вопрос неправомерен потому, что вы ставите перед словом «человек» определение «современный». Нравственная ценность человека во все времена, во все эпохи, на всех землях, думаю, была одна*. Это уметь жить с другими людьми.

Вы спросите, а как это делается? Я вам рецепта не скажу. И не думаю, чтобы кто-либо на свете дал вам какой-то универсальный рецепт. Должно быть, религия добивалась нравственности требованием каких-то определенных моральных правил. Выполняй правило «не убей», выполняй правило «не лжесвидетельствуй», выполняй правило «не кради». И так далее и тому подобное.

Но дело в том, что жизнь весьма сложна и многообразна. А можно ли прожить сложную и многообразную жизнь, руководствуясь каким-то десятком, ну пусть двумя десятками нравственных трафаретов. Этого быть не может. Всегда жизнь обернется такой стороной, когда вдруг окажется, что нравственные правила, даже самые абсолютные, окажутся безнравственными.

Возьмем такой хотя бы пример, самый шаблонный, самый обыкновенный. Кажется, никто не может возразить против правила «не лги, не лжесвидетельствуй». Но представьте себе, будет ли нравственным, когда врач умирающему больному скажет в лоб: «Ты не будешь жить, ты скоро умрешь». Этим самым он к физическим страданиям человека прибавит еще страдания духовные. И любой врач с более тонкой духовной конституцией непременно скажет своему больному: «Ты еще подожди, ты, может, еще будешь жить». Что он делает в строгом понимании слова?

Он врет. Безнравственна ли эта ложь? Нет, не безнравственна…

Или возьмем другой пример из педагогической, скажем, деятельности. Учитель завышает отметку ученику, ставит отметку, не соответствующую его знаниям. Плохо? Да, обычно это плохо. А если ученик совершенно не уверен в себе? И учитель, как истинный педагог, хочет воспитать в ученике уверенность в себе. Может он пойти на такую ложь? Наверное, может и имеет право. Понимаете, искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. И поэтому рецепта — как быть нравственным — я вам сказать не могу. Я сам его ищу. И о своих поисках пытаюсь рассказывать другим. …

Записка. В чем вы видите опору нравственности?

В. Тендряков (думает). Опору нравственности?.. В критическом отношении к самому себе. …

Записка. Основное внимание вы уделяете нравственному воспитанию. Почему эта сторона личности вас наиболее привлекает?

В. Тендряков. Да только потому, что я сам хочу жить и хочу, чтобы другие люди жили. А это возможно только при нравственных отношениях. Иначе жизнь становится тяжким бременем. …

Записка. Способствует ли развитие просвещения, наук нравственности человека? Что можно сказать о нравственности человека через сто лет?

В. Тендряков. Я не пророк и гадать не умею. А способствует ли нравственности развитие просвещения — это вопрос, мне думается, открытый. Раньше считали: чем культурней человек, тем он нравственнее. Теперь часто убеждаются в обратном. И нередко наиболее культурный человек становится беспардонным прохвостом и использует багаж своей культуры для ловкачества» (Владимир ТЕНДРЯКОВ Умение жить с другими (Из встречи со студентами МГПИ имени Ленина, 1980 год) // booksite.ru)

________________________
* На самом деле, это не совсем так. Нравственность никогда не была одной. Как и нрав(ы), производной которого она является, нравственность абсолютна в пределах одной культуры. Подтверждением ее относительности является утверждение В.И. Ленина на III съезде РКСМ в 1920 году: “Нравственно всё, что способствует делу строительства коммунизма”.

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × 2 =