Русская и советская актриса театра и кино.
Лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Народная артистка СССР (1961). Кавалер Ордена Ленина (1976) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью»
Ф.Г. Раневская
Она была, скорее, интеллигентна, чем не интеллигентна, а вела себя, скорее, не интеллигентно, чем интеллигентно. Не случайно Майя Фолкинштейн, описывая выставку в Театральной галерее на Малой Ордынке, определила ее (выставки) стиль, как
«… демократичный, интеллигентный, как нельзя лучше отвечающий личности самой Раневской» (Выставка «Фаина Раневская. Взгляд» в Театральной галерее на Малой Ордынке // kino-teatr.ru).
При всей своей внешней раскованности, а иной раз и бесшабашности, внутренне Фаина Георгиевна Раневская была тонким, чувствительным и ранимым человеком.
«Удивительно сочетается в этом человеке множество почти несоединимых черт: необычайная эмоциональность и трезвый острый ум, поразительные оценки, точные, подчас желчные характеристики и невероятная наивность, нежность, мудрость, кокетство, детскость, откровенность (о себе и других), жестокость и удивительная обидчивость, мнительность, ранимость, часто безапелляционность — и вдруг боязнь обидеть, огорчить, бессребреность и доброта душевная!» (Марина Неелова: Спешите делать добро // izbrannoe.com).
Многое из того, что запомнилось о ней, не имело непосредственного отношения к театру или кино, но имеет отношение к интеллигентности и нашим представлениям о ней. Благодаря актрисе мы постепенно начинаем понимать, как в неблагоприятных для себя обстоятельствах внутренняя интеллигентность способна проявляться внешне.
«Удивительно, но ранимую, интеллигентную, с глазами преисполненными мудрой печали, Фаину Раневскую часто ассоциировали с невежественными, крикливыми и предприимчивыми тетками, которых она представляла на сцене и в кино. И только самые близкие друзья Фаины Георгиевны знали, какова она на самом деле» (Раневская Ф.Г. Анекдоты и тосты от Раневской // litres.ru).
И вот, какую еще особенность Раневской заметил Збигнев Войцеховский:
«Пожалуй, талант Фаины Раневской, остроумной и интеллигентной женщины, особенно ярко проявлялся именно на улицах разных городов во время случайных, минутных встреч, происходящих при непредвиденных обстоятельствах. …
Для московской публики Раневская стала символом раскрепощенного истинного интеллигента. Если такой человек и выругается, то он сделает это так естественно и не нарочито, что будет почти красиво» (Войцеховский З. Раневская, которая плюнула в вечность // labirint.ru).
Например:
«Что-то давно мне не говорят что я бл..ь. Теряю популярность» (Цитаты Фаины Раневской // millionstatusov.ru).
Не раскрываться Фаине Георгиевне удавалось не только перед публикой, поклонниками или случайными прохожими. Историк КГБ Игорь Атаманенко вспоминает:
«Не все знаменитости из числа творческой интеллигенции Советского Союза, которым делались предложения вступить в тайный Орден осведомителей, находили в себе силы отказать вербовщикам. Но всенародная любимица Фаина Раневская преуспела и в этом» (Атаманенко И.Г. Неуязвимая Фаина Раневская // nvo.ng.ru).
Роль стукача для глубоко интеллигентной Фаины Георгиевны была, конечно же, неприемлемой, но и свою причастность к категории, называемой интеллигенцией, она, мягко говоря, не демонстрировала. О том, почему она это делала, нигде не говорится, но не исключено, что ответ нужно искать в особенностях времени, в котором ей пришлось жить:
«В пору моего отрочества (в 30-е годы) по улицам Ямского поля, во дворах Старой и Новой Башиловки, Нижней и Верхней Масловки слово интеллигент было по крайней мере бранным, а слово интеллигенция произносилось с нескрываемым презрением» (Карлов Н.В. Интеллигентна ли интеллигенция // intelligentsia1.livejournal.com).
Олег Михайлов
2020 г.