Юрий Карлович Олеша

Русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Я русский интеллигент. В России изобретена эта кличка. В мире есть врачи, инженеры, писатели, политические деятели. У нас есть специальность — интеллигент. Это тот, который сомневается, страдает, раздваивается, берет на себя вину, раскаивается и знает в точности, что такое подвиг, совесть и т. п. Моя мечта — перестать быть интеллигентом»
Ю. Олеша

В этих словах не только трагедия, боль, страдания далеко не самого типичного представителя русской интеллигенции, оказавшегося в гуще событий начального периода социалистического строительства в СССР, в них горькая правда большей части советской интеллигенции, ставшей жертвой искаженных представлений об интеллигентности. Эта правда сопровождала писателя всю его жизнь, до самой смерти. Но как бы Юрий Карлович Олеша ни старался, как бы не опускался, исполниться его мечте было не суждено, — в глубине души презираемую и описанную им самим несовершенную, карикатурную интеллигентность он олицетворял.

«Две главные книги Олеши — «Три толстяка» и «Зависть». Первая — роман для детей, сказка о революции, с предельно простой фабулой и схематичными образами героев. Вторая — сложный роман с разветвленным сюжетом о судьбах и психологической ломке интеллигенции в условиях молодого Советского государства.

… выход «Толстяков» из печати и успех у читателя изменил статус Юрия Олеши — из газетного борзописца-сатирика он превратился в известного советского писателя, хотя и с уничижительной добавочной дефиницией «попутчик».

«Попутчики — отряд советских писателей, сотрудничавших с пролетариатом в годы восстановительного и начала реконструктивного периода.

Под попутчиками партийные документы и марксистская критика понимали отряд писателей, отражавших идеологию советской мелкобуржуазной интеллигенции, которой свойственны были значительные политические колебания, но которая тем не менее стремилась к сотрудничеству с пролетариатом» (Литературная энциклопедия, том 9, 1935)» (Подольский Н.Л. Тяжкое бремя интеллигентности. Юрий Карлович Олеша (1899-1960) // cyberleninka.ru). 

«В 1927 году он стал знаменит после публикации своего очень необычного романа «Зависть». Главный герой Андрей Бабичев только и думает, что о производстве разнообразных сортов колбас, а поэт-завистник Кавалеров, которого колбасник пьяного подобрал на улице в канаве, вместе с братом Андрея Бабичева, Иваном, строит против него заговор, заговор чувств. Они хотят создать некое подполье ревнивцев, влюбленных, завистников, страдающих — тех, кто хочет жить наперекор современным людям-колбасам и людям-машинам. …

Но трагедия была в том, что в отличие от близких писателю Ильфа и Петрова, потешавшихся в «Золотом теленке» над горе-интеллигентом Васисуалием Лоханкиным,  Олеша писал Кавалерова с себя» (Громова Н. Исповедь Юрия Олеши // culture.pl/ru).

«Эта литература показала русского интеллигента другим. У интеллигента были свои недостатки. Он часто ошибался. Иногда совершенно непростительно. Но в то же время у него были и известные достоинства. …

Увы, русский интеллигент был сложнее и разнообразней, чем тот, которого столь метко изобразили Ильф и Петров и которого, сбиваясь, то так, то этак изображал Юрий Олеша. Интеллигент, которого изобразил Юрий Олеша, напугал его самого.

Этот интеллигент был непонятен Юрию Олеше, иногда даже неприятен и чужд. Он вызывал необыкновенно сложную гамму чувств, в полутонах которой, в черных бемолях, диезах, иногда слышались едва различимые отголоски чего-то неясного, неосязаемого, неуловимого, быть может, зависти. Юрий Олеша, вероятно, понимал, что Васисуалий Лоханкин не в состоянии охватить все оттенки русской общественной мысли, но интеллигентов, которые были ему непонятны, неприятны и чужды, он предпочитал изображать как людей, говорящих подозрительным по ямбу тоном.

И это ему вполне удавалось» (Белинков А.В. Сдача и гибель советского интеллигента // antology.igrunov.ru).

«Одна из последних шуток Олеши стала легендой московского Дома литераторов, в ресторане которого он часто просиживал вечера за стаканом водки. Узнав, что писателей, в зависимости от заслуг, хоронят с разной степенью пышности, он поинтересовался, по какой категории будут хоронить его, Олешу?

Ему ответили: «Конечно же, по самой высшей, самой дорогой категории!»

«А нельзя ли, — спросил Олеша, — чтобы похоронили по самому дешевому разряду, а разницу в деньгах выплатили сейчас?»

Просьбу Юрия Карловича не уважили. Его похоронили в 1960 году со всей подобающей пышностью на Новодевичьем кладбище, на первом участке в первом ряду» (Подольский Н.Л. Тяжкое бремя интеллигентности. Юрий Карлович Олеша (1899-1960) // cyberleninka.ru). 

Почему на Новодевичьем кладбище, на первом участке в первом ряду? Потому, что в настоящей интеллигентности советская власть не нуждалась, ее устраивали эрзацы типа Кавалерова.

Документальный фильм о Юрии Карловиче Олеше:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × один =