Григорий Соломонович Померанц

Российский философ, культуролог, писатель, эссеист.

Участник Великой Отечественной войны.

Член Академии гуманитарных исследований (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«К сожалению, в то самое время,
когда обнаружились тонкости в понимании интеллигентности,
в России главным философом стал Владимир Ильич Ленин»

Г.С. Померанц

В своей статье «Солженицын и Шаламов» Эрлен Ильич Федин признавался:

«Для меня образцом пути интеллигента явился путь русского философа Григория Померанца» (Федин Э.И. Солженицын и Шаламов // magazines.russ.ru.

А одна интеллигентная женщина, философ Тина Гай свое повествование о Григории Соломоновиче Померанце завершила такими словами:

«Он был одним из последних русских интеллигентов, до конца отстаивающих право личности на свободу, выражение собственного мнения и противостояние пошлости. Высказывания Григория Соломоновича говорят больше, чем все статьи о нем» (Гай Т. Григорий Померанц. Избранные цитаты // sotvori-sebia-sam.ru).

И это действительно так. Ведь, только Григорий Соломонович Померанц, обнаруживший «тонкости в понимании интеллигентности», не отгораживаясь стеной презрения к интеллигенции, как это делали и делают другие, и, не называя себя интеллигентом, сумел иносказательно сообщить, что сам он является человеком интеллигентным:

«И в принце Гамлете я чувствую своего собственного предшественника: «Порвалась цепь времен, зачем же я связать ее рожден?» — это основа того, что я бы назвал интеллигентностью, сама его сущность» (Интеллигенция: идейность задач и беспочвенность идей).

Именно, благодаря собственной интеллигентности, глубокому и тонкому пониманию ее сути, Г.С. Померанцу удалось внести уточнения даже в те ее составляющие, которые казались очевидными, понятными, не нуждающимися в корректировках. Например:

«Личностное мышление интеллигента несет в себе одновременно возможность Христа и Антихриста. Победа интеллигенции над традицией — это возможность новой, более высокой степени свободы и нового, более страшного рабства. Интеллектуальная свобода — что-то вроде атомной энергии. Она может служить и добру и злу, может спасти мир и погубить его» (Человек ниоткуда).

Он вообще умел сказать хлестко и по существу:

«… крестьянские нации СУТЬ голодные нации, а нации, в которых крестьянство исчезло, — это нации, в которых исчез голод» (Там же).

И об интеллигентности в том числе:

«Свобода слова — воздух интеллигентности, она не отделима от верности истине» (Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность).

Или:

«Интеллигентность — это внутренняя готовность к внешней свободе и готовность защищать эту свободу от покушения извне, и от внутренних пороков, от превращения свободы во вседозволенность» (Там же).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 + один =