Священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей. Проповедник, духовный писатель.
Церковно-общественный деятель правоконсервативных и монархических взглядов. Крайне негативно оценивался официальной пропагандой в СССР.
Канонизирован в лике праведных Русской православной церковью заграницей 19 октября (1 ноября) 1964 года; впоследствии, 8 июня 1990 года, — Русской православной церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Христос – моя сладость»
О. Иоанн Кронштадтский
Благодаря своей необыкновенной популярности, для огромного числа своих современников Иоанн Кронштадтский был живым примером обладателя человеческих качеств, признанных в русской культуре положительными, но не очень распространенных в светском обществе, в том числе, среди интеллигенции.
«Духовная жизнь и религиозное горение в обществе к концу ХIХ – началу ХХ веков падали и слабели. «Вера становилась лишь долгом и традицией, молитва – холодным обрядом по привычке. Огня не было в нас и в окружающих. Пример отца Иоанна Кронштадтского был исключением, но он увлекал преимущественно простой народ. А «высшие» круги – придворные, аристократы, архиереи, духовенство, богословы, интеллигенты – не знали и не видели религиозного воодушевления. Как-то все у нас «опреснилось», или, по выражению Спасителя, соль в нас потеряла свою силу, мы перестали быть «солью земли и светом мира» (Архимандрит Иосиф (Еременко) «Святой праведный Иоанн Кронштадтский – о Божественной Литургии и причащении Святых Христовых Таин» // voskresenie-tomsk.ru).
«Одухотворяемый любовью, вершил святой Иоанн подвиг служения Богу и людям, и горячо полюбил своего пастыря русский народ Божий. Но были и люди, которые бешено ненавидели дышавшего любовью праведника. Эти враги святости, возомнившие себя духовными вождями России, горделиво называли себя интеллигентами.
Сам праведный Иоанн Кронштадтский был интеллигентом в высоком смысле этого слова: человеком мудрым и многознающим. В своих дневниках он признается, что постоянно вникает в тайны природы и истории, изучает законы ума и речи человеческой, прочел множество книг – и не может насытиться знанием. Но из всех наук черпал он указания истины и премудрости Божией. Постигая мироздание, святой Иоанн понимал, что духовную жажду способен утолить только Христос Спаситель – Источник воды вечной жизни. Предостерегая от извращений человеческого ума, праведный Иоанн говорил: При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок, оставляя без внимания сердце. «Сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека. Общество растлено именно от недостатка воспитания христианского. Пора понять Господа, чего Он от нас хочет: именно, он хочет чистого сердца» (Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) «Слова в дни памяти особо чтимых святых» // «Слово в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского» // omsk-eparhiya.ru).
К сожалению, столетие, прошедшее со времен отца Иоанна, значительно убавило его популярность среди потомков и, как следствие, сократило относительное число носителей качеств, которые он проповедовал.
«Великий святитель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей блаженнейший митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) так охарактеризовал святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Чем был он велик перед Богом и людьми? Что всех влекло к нему? Чем был так дорог отец Иоанн для русского сердца? Что особенно привлекательного было в его душе и благочестии? Эти вопросы естественно возникают при мысли о той исключительной знаменитости и славе отца Иоанна при жизни, какой не удостаивались другие праведные люди, подвизавшиеся в последние времена, пожалуй, — и во времена древнейшие… Ему всегда был присущ дух радостного прославления Бога, как у нас, грешных, в день Святой Пасхи; от него не было слышно покаянных воплей; он больше радовался, чем скорбел. Видеть такого человека, слышать сего облагодатствованного христианина, молиться с этим великим пастырем Церкви Христовой составляло великое духовное наслаждение для русского народа. Отец Иоанн проходил в своей жизни пред нами как носитель веры побеждающей, торжествующей. Вот почему люди так неудержимо тянулись к нему, так жаждали его. Каждый из них как бы так говорил себе: «Пусть я немощен и весь во грехах; но вот есть в мире праведник, который препобеждает нашу греховную природу; есть такая душа христианская, которая все победила и получила благодатную силу молитвенного дерзновения, которая только и торжествует в красоте Сладчайшего Иисуса».
Именно благодаря своему смиренномудрию и кротости отец Иоанн, освободившись от всякой гордыни, мог воспринять ту победную радость Христову, которая всегда сияла в нем, как чудесный Божий дар» (Митрополит Антоний (Храповицкий) «Служение утешения»: воспоминания современников о святом Иоанне Кронштадтском» // sdsmp.ru).
Согласно опыту Иоанна Кронштадтского, освобождение от гордыни является первым шагом на пути не только к смиренномудрию и кротости, но и к святости. А по пути — к истинной интеллигентности.
«Журнал «Bartist magazine» от 1 июня 1897 года.
«О. Иоанн Кронштадтский, хотя известен и почитается во всех уголках России, в Англии мало известен. Но он пользуется такою репутацией, как немногие, за цельность и святость характера, рвение и самоотверженность к служению бедным и страждущим. Извлечения из его дневника «Моя жизнь во Христе» содержат в себе мысли и рассуждения интеллигентного, благоговейного, горячего, Христоподобного человека. Мысли эти говорят о глубоких вещах: Боге и душе, и представляют бесчисленные алмазы мысли» (Сост. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский // litvek.com).
Олег Михайлов
2020 г.