Николай Фёдорович Фёдоров

Русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор.

Один из родоначальников русского космизма. Заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н.Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии). 

«Когда же будет признана незаконность отделения интеллигенции от народа,
мысль станет, сделается проектом»

Н.Ф. Фёдоров

«Разлад внутренний кроется в разладе внешнем, в отделении ученого и интеллигентного классов от народа. Знание, лишенное чувства, будет знанием причин лишь вообще, а не исследованием причин неродственности; ум, отделенный от воли, будет знанием зла без стремления искоренить его и знанием добра без желания его водворить, т. е. будет лишь признанием неродственности, а не проектом восстановления родства. Последствием бесчувственности является неродственность, а именно: и забвение отцов, и распадение сынов. (Неродственность в ее причинах обнимает и всю природу, как слепую силу, не управляемую разумом.) Но как только ум приходит в чувство, то начинается воспоминание отцов умерших (музей), а вместе и соединение сынов этих умерших, а также и отцов, еще живущих (собор), для воспитания своих сынов (школа)» (Федоров Н.Ф. Философия общего дела // knigogid.ru).

Задав самому себе вопрос, «Что такое «интеллигенты», т.е. ходящие новым или нынешним путем?», Николай Фёдорович Фёдоров ответил:

«Это те, у которых поворачивается язык сказать: «На что нужно возвращение жизни тем, которых мы вытесняем, или коих мы, живущие, пережили?» Это те, которые по своему полному бездушию тот же вопрос предлагают и о своих отцах; это те, которые, признавая себя по преимуществу разумными существами, не стыдятся быть однако рабами слепой силы, силы умерщвляющей» (Федоров Н.Ф. Что такое «интеллигенты», т.е. ходящие новым или нынешним путем? // magister.msk.ru).

Поэтому, после этого своеобразного определения «интеллигентов» последовало утверждение:

«К сожалению, еще не явился художник, который сумел бы изобразить интеллигента во всей его наготе, так, чтобы сами интеллигенты почувствовали отвращение к себе» (Там же).

Этот монолог интеллигента, стыдящегося быть рабом слепой силы, об интеллигенте, этого не стыдящемся, свидетельствует о наличии, мягко говоря, некоторого непонимания обоими интеллигентами друг друга. Такое же непонимание идеи философа встречают у интеллигентов и сегодня*, но, слава Богу, не у всех:

«Будучи учителем, Фёдоров считал, что в основе обучения лежат три предмета, формирующие мировоззрение человека — география, история и астрономия. А главным принципом образования считал принцип активности во время познания, ориентированный на самостоятельное творческое обучение, не отделенное от памяти и любви к прошедшему. Образование воспитывает в человеке творчески-активно-действующую и отвечающую за мир личность.

Николай Федорович огромное значение придавал родовой семейной памяти, образам отцов и предков. …

Человечество мыслится как братство сынов, помнящих родителей, и их долг — возвращение предков к жизни. …

Проект «общего дела» призван сосредоточить энергию рождения на воскрешение умерших предков, рождений станет всё меньше и возвращение к жизни последнего из прародителей будет означать завершение жизни через смерть и начало жизни вечной» (Комарова А.Н. Философия общего дела Н.Ф. Фёдорова // cyberleninka.ru).

«… исследование философского наследия Н.Ф. Федорова позволяет выделить педагогические идеи, актуальные для современного образования:

  1. Главная педагогическая идея — вовлечение учащегося в «общее дело» по «воскрешению» мертвых под которым философ понимает возвращение памяти о них.
  2. Цель воспитания — осознание человеком себя не просто личностью, но и ответственным представителем всех своих бесчисленных предков и будущих потомков, звеном в цепи между прошлым и будущим.
  3. Необходимость взаимодействия нравственных и познавательных начал, которые имеют ценность только в совокупности.
  4. Обязательное включение исследовательского, активного начала человека, его творчества и способностей к анализу.
  5. Создание комплексов школа-музей, школа-храм со всеми доступными средствами воспитания и образования, на основе взаимодействия другими образовательными, научными и культурными заведениями — библиотеками, театрами, музеями, лабораториями.
  6. Воспитание на народных традициях, уважение и почитание своей культуры, обязательное для обучающихся, родителей и учителей» (Долецкая С.В. Педагогические идеи в философии Николая Федорова // cyberleninka.ru).

 

____________________________
* Лишаев С.А. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века // search.rsl.ru.

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

16 − 1 =