Разумник Васильевич Иванов-Разумник

Русский и советский литературовед, литературный критик, социолог, писатель (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«История русской интеллигенции есть история русского сознания именно потому,
что первая является носительницей второго»

Р.В. Иванов-Разумник 

Особое место в списке лиц, прояснивших понятие «интеллигенция», занимает ученый с несколько странным именем Разумник Васильевич Иванов-Разумник. Эта особенность продиктована тем, что ученый сумел реформировать до него существующие представления об этом явлении и сформулировать ряд связанных с ним категорий. Вот некоторые из них:

  • определение интеллигенции

«Тексты Иванова-Разумника содержат немало определений интеллигенции. Историк выбрал два основных модуса характеристики интеллигенции — этический и социологический: «Интеллигенция есть этически — антимещанская, социологически — всесословная, внеклассовая преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и индивидуальному освобождению личности» [1, с. 25]» (Сараева Е.Л. Конструирование понятия интеллигенции в текстах Иванова-Разумника // cyberleninka.ru).

  • характерные признаки русской интеллигенции

Характерными признаками русской интеллигенции Иванов-Разумник считал всесословность и внеклассовость, отличающие ее от религиозных и политических общественных групп (сословных или классовых) [1, с.19]. По составу интеллигенция была сословной, пояснял Иванов-Разумник, но по исповедуемым идеалам и задачам деятельности она стала внесословной и внеклассовой группой, сумевшей отречься от классовых интересов. Конечно, «сословность» не могла не отразиться на взглядах интеллигентов, но в их системе ценностей превалировало представление о свободе человека. «.С этой точки зрения даже ярко сословно-классовые декабристы были, как мы увидим, действительно внеклассовы и внесословны» [1, с.19]» (Там же).

  • историческое происхождение интеллигенции

«Русский мыслитель начинает с того, что определяет соотношение понятия «интеллигент», указывающего на отдельного человека, и понятия «интеллигенция», обозначающего особую социальную группу. Это необходимо ему для выяснения исторического происхождения этой группы: отдельные интеллигенты, т. е. люди, «обладавшие высокой суммой выработанных трудом знаний», существовали всегда, но «интеллигенция появилась только при органическом соединении отдельных интеллигентов в цельную, единую группу» [1, с. 17]. Философ «подчеркивал, что формирование этой группы происходило на основе общности идей, внутри этой группы осуществлялось сознательное взаимодействие» [2, с. 28]. И это отличает «интеллигенцию» от групп идейно близких людей, существовавших в период Средневековья и Нового времени: «Если разрозненные группы не были связаны логически и хронологически, то они не образовывали интеллигенцию» [1, с. 18].  Иванов-Разумник относит возникновение интеллигенции к середине XVIII века: «С тех пор, со времен Новикова, Фонвизина и Радищева, русская интеллигенция живет уже полтораста лет» [1, с. 17]» (Чичин Е.С. Понятие интеллигенция в работах Р.В. Иванова-Разумника и его этическое содержание // cyberleninka.ru).

  • родовой признак интеллигенции

«… родовой признак интеллигенции, по Иванову-Разумнику, — «творчество, направленное на освобождение личности, развитие ее индивидуальности, борьба «за широту, глубину и яркость человеческого я». Цель деятельности интеллигенции — человек. Эта социально-этическая ориентация интеллигентов отличает их от мещанства [2, с. 30]» (Там же).

  • этический признак интеллигенции

«В сущности, философ формирует понятие интеллигенции путем противопоставления его мещанству, иными словами, «антимещанство» есть существенный этический признак интеллигенции, специфика которой заключается в борьбе с тем, что мещанство предполагает по своей природе: с «…духовной узостью, плоскостью мировоззрения, отсутствием индивидуальности» [2, с. 31]. Мещанство — своего рода катализатор в формировании интеллигенции.  Оно эту социальную группу и ограничивает, и определяет» (Там же).

  • духовная составляющая интеллигенции

Этот конфликт раскрывает духовную составляющую интеллигенции, предполагающую прогрессивное творчество, направленное против мещанства: «И как бы ни был мал абсолютный социологический вес интеллигенции, но в ее творчестве, в ее идеалах — жизненный нерв народа, ибо интеллигенция есть действительно орган народного сознания и совокупность живых сил народа. Пусть даже социологически интеллигенция невесома, но без ее творчества, без ее идеалов всякое «культурное» общество, всякий могущественный класс обращается в толпу «мещан»…» [1, с. 28]» (Там же).

  • различие интеллигенции и мещанства

«Иванов-Разумник увидел различие интеллигенции и мещан в характере их деятельности: «Мещанство должно характеризоваться отсутствием творчества, отсутствием активности; новые идеалы, новые формы, активное проведение их — все это несвойственно мещанству. Старые трафаретные формы — вот что дорого мещанству» [1, с. 30].

Иванов-Разумник не приписывал мещанству конкретного содержания, однако выявил ряд существенных признаков, которые его характеризуют: «Определяя возможно широко сущность этического мещанства, мы можем сказать, что мещанство — это узость, плоскость и безличность», подразумевая под этим «узость формы, плоскость содержания и безличность духа» [1, с. 31]. Раскрывая данные признаки, философ составляет характеристику этического мещанства: мещанство — это трафаретность, символ веры мещанства и его заветное желание — «быть как все»; мещанство как группа есть поэтому та «сплоченная посредственность», которая всюду и всегда составляла толпу, доминирующую в жизни» [1, с. 31]. Можно сказать, что этическое мещанство -это определенное мировоззрение, функционирующее в обществе. Оно подавляет личность, делает ее инертной и ограниченной, примиряя человека с его положением эксплуатируемого» (Там же).

Но, несмотря на новаторство предложенных исследователем идей, их глубину и охват, расставить все точки над «i» в вопросах интеллигенции ему не удалось:

«Характеристика Ивановым-Разумником интеллигенции как социокультурного феномена не вполне удовлетворяла исследователей, поэтому в русской мысли продолжилась дискуссия об интеллигенции» (Сараева Е.Л. Конструирование понятия интеллигенции в текстах Иванова-Разумника // cyberleninka.ru).

Тем не менее, сторонники и последователи провозглашенных идей у Иванова-Разумника были, есть и, скорее всего, будут всегда, поскольку того достойны.

«Одна из центральных в творчестве Иванова-Разумника тема – интеллигенция и ее противопоставление мещанству, послужила основанием для написания соответствующих работ. Одна из них – «Концепция интеллигенции Иванова-Разумника и современность» В.А. Петрицкого, другая – «Встреча серебряного века с железным. Иванов-Разумник о судьбе мещанства и массовой культуры» В.Г. Лебедевой. Указанные статьи обращают на себя внимание не реферативной частью, а установочной. Очень близки по настроениям и В.А. Петрицкий, и В.Г. Лебедева к В.Г. Белоусу. Их работы – коллективный панегирик Р.В. Иванову-Разумнику. Иванов-Разумник с его концепцией имманентно анти мещанской интеллигенции – персонаж не просто вне критики. Он пророк, недооцененный мыслитель из плеяды деятелей Серебряного Века» (Агейчева Т.В. Феномен интеллигенции в литературе начала XX века. Концепция интеллигенции Р.В. Иванова-Разумника. Сборник статей // mybook.ru).

Литература

1. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли: в 3 т. — М.: Республика; ТЕРРА, 1997. — Т. 1. — 414 с.

2. Сараева Е.Л. Конструирование понятия интеллигенция в текстах Иванова-Разумника // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 2. — С. 27-32.

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × четыре =