Януш Корчак

Польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Работы Корчака оказали значительное влияние на известного советского педагога В.А. Сухомлинского (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Он интеллигент. И это очень важно, что он интеллигент»
М. Розовский

Это действительно так. Авторитет Януша Корчака был и сегодня остается в России большим не потому, что он родился в Российской империи и его школьные годы прошли в русской гимназии Варшавского учебного округа Министерства народного просвещения России. И не потому, что когда-то принимал участие в Русско-японской войне и во время Первой мировой войны служил военным врачом в дивизионном полевом госпитале Русской императорской армии. А потому, что он интеллигент. Настоящий. Именно такой, какими были лучшие представители старой русской интеллигенции.

«Каждое действие, каждая мысль воспитателя о ребенке и желание воспитательного изменения должно отличаться уважением, мудростью и любовью по отношению к ребенку, что свидетельствует о высочайшей интеллигентности педагогических установок Я. Корчака. Корчак склоняет читателя к размышлениям, заставляет задуматься о мире взрослых и детей, о воспитании и человеческой природе. Требует от воспитателей и учителей вспомнить свое прошлое, искать собственный путь. Он учит их критическому отношению к себе, к ребенку, миру. Свобода в его текстах всегда сопряжена с выбором, а также с ответственностью, обусловленной совершением определенного выбора. Педагогическая личность Корчака может оказаться близка педагогу лишь тогда, когда он захочет, как Корчак, «учиться понимать и любить» (Каминьска М. Педагогическая концепция Януша Корчака // cyberleninka.ru).

О высочайшей интеллигентности педагогических установок Я. Корчака свидетельствуют, также, оставленные нам в качестве наследия используемые им методические приемы:

«В методическом арсенале Януша Корчака были интереснейшие уроки по самоизгнанию лени и глупости. Сам Корчак предложил воспитанникам игру – систему ответов на вопросы: чего я не знаю и почему? Популярными были ежедневные упражнения для старшеклассников: на полчаса стать умным и интеллигентным. В «Доме Сирот» особенно любили спонтанные праздники, которые Януш Корчак был Мастером придумывать» (Сорокина А.Ю. Педагогическая система «Великого ребенка» // aspedk2012.ucoz.ru).

До конца своих дней Старый Доктор оставался верен своим представлениям о преданности, ответственности, чести, достоинстве, самоотверженности и т.д., — в целом о том, что принято называть интеллигентностью:

«В гетто проблемой для педагога и врача Корчака был не он сам и не его собственная близкая смерть, к которой он был готов, а дети, которых он лечил и кормил, добывая всеми способами картошку, дрожжи и крупу. Дети болели, у них были дизентерия, педикулез, истощение. Вопрос о смысле происходящего не мог не занимать этого интеллигентного, начитанного человека. Священник, который исповедует умирающего, понимает, что он делает. Врач, дающий обезболивающее человеку, обреченному умереть, тоже понимает смысл своих действий. …

Есть свидетельства, что при погрузке в вагоны немцы предлагали Старому Доктору остаться в Варшаве и не ехать в Треблинку, — Старый Доктор отказался, но никто не сохранил слов его отказа. О них можно только гадать. Был ли он способен — этот пожилой человек с интеллигентным исхудавшим лицом, с бритой наголо головой, с оттопыренными ушами, в очках в простой проволочной оправе — сказать стоявшим на перроне немецким офицерам что-то резкое и грубое? Вряд ли. Мягкая интонация всех его книг и грустная, лишенная ненависти интонация его последнего дневника заставляют предположить короткую вежливую фразу, которую он мог сказать в тот момент: «Благодарю вас, но это невозможно» (Януш Корчак — Билет в один конец // jhist.org).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать − одиннадцать =