Леонид Николаевич Андреев

Русский писатель.

Представитель Серебряного века русской литературы.

Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Болезненно бунтующий интеллигент–мещанин Андреев интересен,
как фигура, своеобразно и остро отразившая настроение широких средних слоев его эпохи»

А.В. Луначарский

Своим саркастично-ироническим произведением о том, как правила приводят интеллигента в такое же жалкое состояние, как соль воробья, Леонид Николаевич Андреев сумел убедить молодых выходцев из мещанского сословия, стремящихся к жизни интеллигентной, в целесообразности избирательно относиться к провозглашаемым ими истинам жизни:

«Попал я недавно в комнатку к одному гимназисту и над дверью прочел углем написанное: «Ты знаешь, каков ты сам, а что о тебе думают другие, наплевать». …

Знал я и другого интеллигента, комика, который долго был человеком трезвенного жития, а потом чуть не спился, и только потому, что случайно услыхал понравившуюся ему песенку:

Рассудок твердит укоризну,
Но поздно — меня не спасти:
Над сердцем справляю я тризну,
А там… хоть трава не расти!

Споет, мрачно улыбнется — и выпьет. Споет, горько заплачет — и выпьет. Да так вплоть до белой горячки. …

Недавно на свет выскочила еще одна из таких фраз — и не новая по мысли, и не особо сильная по выражению, но проникнутая настроением, легко заражающим предрасположенные мозги.

«Серая жизнь, скучная жизнь — серая с пятнами крови на ней» — такова эта фраза» (Андреев Л.Н. О российском интеллигенте).

Благодаря этому разоблачению, нытики, склонные обливаться слезами над первой попавшейся на глаза «истиной», из рядов интеллигенции исчезли. В советский период правила «российского интеллигента», участвующего в строительстве коммунизма, были лишены безысходности и, напротив, предлагали универсальный способ выживания на пути к светлому будущему, указанному вождем мирового пролетариата:

“Быть таким как все и не выделятся” — вот основной постулат советского гражданина. В эру развитого социализма, а особенно времен репрессий, такое поведение было нормой и даже жизненной необходимостью» (Привычки людей из СССР в нашей жизни // osssr.ru).

Писатель знал, — поэтому доныне почитаем, — что могут меняться времена, правила, вкусы, ценности, потребности и способы их удовлетворения, но отношение российского интеллигента к незамысловатым, простым, как соль, истинам, не изменится никогда. Но современный российский интеллигент, при всем своем многообразии и соответствующем несовершенстве, от проблемы не отворачивается, видит ее, обозначает и предлагает способы ее решения:

«Для тех, кто не слышал, сообщаю: есть такая версия, что люди между собой часто общаются по закону курятника. Суть его: «Клюнь ближнего и нас… на нижнего». …

Закон курятника — есть ничто иное, как проявление животной ипостаси человека.

Тогда вопросы звучат так: А как не допускать самому, чтобы не вести себя на уровне животных инстинктов? И как противостоять животному поведению людей, с которыми вольно-невольно сталкиваешься?

Ну, относительно первого вопроса, ответ, по-моему, может быть только один: Надо всячески культивировать в себе человека — человеческие качества. А уж они предопределяют достойное поведение и своё достоинство как противовес животному поведению» (Закон курятника — общение и отношения людей по Закону курятника // hochunashe.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 − 1 =