Сергей Васильевич Рахманинов

Русский композитор, пианист, дирижёр.

Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ и создал свой оригинальный стиль (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Вы не можете представить, какую боль доставляют мне купюры,
это как вырезать кусочки из собственного сердца»

С.В. Рахманинов

Об отношении к композитору в начале его творческого пути в воспоминаниях Мариэтты Шагинян:

«Глубоко современное понимание того, что такое — раскрытие в музыке жизни своего общества, запросов и характера человека своей эпохи. Повесть в звуках об историческом перепутье, о чеховском безвольном интеллигенте, который тоскует по действию, по определённости и не умеет найти исхода внутренним силам. Впрочем, исход во Втором концерте есть, он в великой, сердечной человечности, в той любви к прекрасному в человеке, которая и движет борьбой за лучшую жизнь для него. Всё это мы слышали, когда сами играли Второй концерт. …

Мудрено ли, что захотелось написать Рахманинову, донести до него это отношение к нему молодёжи, веру в него — живого, нужного для подлинной русской культуры» (Шагинян М.С. Воспоминания о С.В. Рахманинове // senar.ru).

Оказавшись за пределами родины, Сергей Васильевич Рахманинов испытал очень много боли. Несмотря на успех, признание, популярность, богатство и т.д., жизнь в эмиграции стала для него одной большой купюрой, — Россия была закрыта для него, а он для России. О вкладе композитора в становление интеллигентности, как явления русской культуры, оснований, казалось бы, уже не осталось:

«В России серьезное изучение творчества и биографии композитора началось не скоро после его кончины. Несмотря на мировое признание и на известные благотворительные акции Рахманинова в пользу СССР в годы войны (1941-1945), для официальных кругов он имел статус белоэмигранта, что не могло способствовать объективной оценке его личности. В советской печати, в основном, публиковались лишь письма (М.А. Слонову, А.В. Затаевичу, Н.С. Морозову), в которых, главным образом, подчеркивалась тоска композитора по родине. Исключением явился сборник 1947 года, включающий статьи о многих сторонах творчества Рахманинова. Лишь в 1970-е годы начали появляться работы, объективно представляющие значение Рахманинова для русской культуры» (Михеева М.В. Архив С.В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора // dissercat.com).

«Однако это не совсем так. По идеологическим причинам зарубежный период творчества в них либо не анализировался совсем (Келдыш 1973), либо упоминался с явным негативным оттенком (Соловцов 1969, Брянцева 1976): в советском музыкознании его трактовали как период творческого кризиса и упадка. Наиболее часто используемые для анализа зарубежного периода композитора труды С. Бертенсона (Bertensson, Leyda 2001; первое издание — 1956 г.), О. Риземана (Рахманинов 2008; первое издание в 1934 г. на английском языке; на русском — в 1992 г.), а также воспоминания С. Сатиной (Сатина 1988), приводятся в работах советского периода некорректно, а многие факты не упоминаются или интерпретируются согласно существовавшей в это время идеологической парадигме» (Кузнецова Е.М. С.В. Рахманинов в эмиграции: социокультурная и творческая адаптация // dissercat.com).

И, все-таки, самым русским композитором Рахманинова называют не только из-за нашедшего в его творчестве отражения московской и петербургской композиторских школ в едином и цельном русском стиле, но еще и потому, что его собственный авторский стиль оказал колоссальное влияние на становление и формирование постсоветской музыкальной культуры.*

«Особую роль в становлении симфонизма, освоения классических форм на основе фольклорных жанров, национальной лексики на данной стадии, как известно, сыграл жанр концерта. Причем, в области фортепианного концерта едва ли не основной моделью для композиторов стали опусы Рахманинова …

Таким образом, творчество, стиль Рахманинова послужили одним из ярких импульсов формирования национальных композиторских школ, индивидуальных стилей, освоения крупных форм, методов сквозного развития, симфонизма как такового.

Путь от заимствования и адаптации тех или иных «параметров» рахманиновского музыкально-стилевого канона к их ассимиляции, подчинению разнообразным художественным задачам в контексте национальных, индивидуальных стилей отражают направления художественных поисков, эволюции музыкального мышления на разных стадиях развития национальных культур в ХХ веке» (Скурко Е.Р. Влияние творчества Рахманинова на процессы развития национальных музыкальных культур ХХ века // libartrus.com).

 

______________________
* «Подлинной стихией рахманиновского творчества являлась фортепианная музыка, в частности, концерты. Среди сочинений композитора ему отводится одно из ведущих мест. Каждый из периодов его творчества ознаменован созданием концерта. Первый (1891 г) — произведение раннего периода, был создан еще во время обучения в консерватории. Второй (1901) и Третий (1909) концерты — вершинные произведения композитора, появились в центральный, зрелый период творчества. Четвертый стал переходным от русского к заграничному творчеству, а его редакции олицетворяют поздний стиль Рахманинова» (Гун Вэй Фортепианные концерты С.В. Рахманинова // static.freereferats.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать − девять =