«Свободолюбие — любовь к свободе, стремление к ней, борьба за нее» (Фундаментальная электронная библиотека, — feb-web.ru).
«Свободолюбие как качество личности – способность превратить любовь к свободе в свою сущностную составляющую; склонность души и разума проникнуться стремлением к свободе, к независимости» (Ковалев П.Д. Свободолюбие Свободолюбивый, — podskazki.info).
Как качество личности, свободолюбие является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
«Подлинная интеллигентность предполагает мышление, свободное от давления шаблонов, догм и авторитетов, раскованность мысли и способность к выдвижению смелых гипотез, предположений, теорий. Интеллигентность – это интеллектуальное свободомыслие в науке, социальном творчестве, в искусстве, идеологии, политике» (Лихачев Б.Т. Интеллигентность как интегративное свойство личности).
«… несмотря на «структурную слоистость» гуманитарной интеллигенции, ее объединяют общие «родовые» признаки: идейно-этическая неоднородность, связанная с разным материальным и социальным положением; высокий уровень идеологизированности сознания; индивидуализм, который связан с характером «созревания» — индивидуальным и творческим; обостренная любовь к свободе и независимости; общие социальные функции воспроизводства и поддержания человеческого капитала» (Шиняева О.В., Клюева Т.В., Займалин Е.П. Интеллигенция в российском обществе).
«Четвертая особенность интеллигенции видится производной от индивидуализма: обостренная любовь к свободе, тяга к независимости. Эта любовь может быть разных тонов и оттенков – от байроновского романтизма до либерализма, революционного демократизма или анархизма» (Севастьянов А.Н. Интеллигенция: потери и приобретения).
Свободолюбие — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания свободолюбия — интерес к свободолюбию как качеству личности, уважительное отношение к свободолюбивым людям, стремление к внутренней свободе, критическое отношение к покорности.
«Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.
К ним, прежде всего, относятся:
— ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;
— единство духовной природы человека-интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;
— верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
— глубоко развитое понимание своего «Я», независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. …» (Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В., Мареева Е.В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П. Интеллигенция и культура России).
«Мы получили теперь ответ на поставленный нами вначале вопрос о цели человеческого существования: она определилась как образование всецелой общечеловеческой организации в форме цельного творчества, или свободной теургии, цельного знания или свободной теософии и цельного общества, или свободной теократии. Настоящая объективная нравственность состоит для человека в том, чтобы он служил сознательно и свободно этой общей цели, отождествляя с нею свою личную волю, а это отождествление, которое есть вместе с тем освобождение человека, неизбежно свершится, когда он действительно сознает истинность этой идеи. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Соловьев В.С. Философские начала цельного знания).