Мультикультурализм и интеллигентность

«И по определению, и по своему участию в общественно-политической жизни
русскими интеллигентами были (и соответствующим образом воспринимались)
лица разного национального происхождения и вероисповедания»

Т.Ф. Аржаных

Из истории известно, что у всех вероисповеданий, культурнародов роль интегрирующего начала всегда играла религия. И крещение Руси произошло именно для того, чтобы были на земле русской один Бог и одна вера, объединяющая всех и каждого[1]. Но по мере того, как территория Русского царства, а затем Российской империи увеличивалась[2], вовлекая под свои знамена другие народы, объединяющая роль православия постепенно ослабевала. В XIX столетии возникла необходимость создания такого интегрирующего начала, которое могло бы объединить представителей не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий.

Свои претензии на эту миссию заявили сразу несколько идеологий, большая часть из которых нашла свое воплощение в виде политических партий, ведущих между собой борьбу за умы, сердца и власть[3]. К чему привела эта борьба всем нам хорошо известно.

Но неизвестно, какой была бы наша страна сегодня, если б еще тогда, в XIX веке обратили внимание на такое свойство,— характерное для самых выдающихся русских людей, и глубоко почитаемое всеми остальными слоями русского общества[4], независимо ни от национальности, ни от вероисповедания,— как интеллигентность[5].

Не интеллигенты, не интеллигенция[6], а именно интеллигентность,— совокупность человеческих качеств, – призвана была выполнить функцию интегрирующего начала, опирающегося на внеконфессиональную духовность, основанную на принципах общечеловеческой морали и нравственности.

Выступая на третьем Мировом политическом форуме в Ярославле, постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, в отношении несостоятельности европейской политики мультикультурализма[7] сказал: «…интеграция возможна только в сильную доминирующую культуру, а не в «толерантность» и «безликость»[8]. К этим словам стоит прислушаться не только французам, немцам или голландцам, но и нам. Не знаю, как на счет толерантности, а вот безликости нам сегодня не занимать. Кроме всего прочего, проявляется она в нашей несогласованности, в том числе по национальному вопросу.

Если мы не хотим, чтобы представители других национальностей, вероисповеданий, культур навязывали нам свою волю, каждому из нас нужно приложить усилия к тому, чтобы русская культура стала на территории России доминирующей[9]. Для этого, прежде всего, всем нам необходимо повернуться к ней лицом, полюбить и осознать ее неоспоримые достоинства, признать проповедуемые ею человеческие качества образцовыми для всех, кто живет на русской земле.

Для мирного сосуществования представителей разных культур всем нам необходимо достичь взаимопроникновения в культуры друг друга. Эта идея, а именно, идея о том, как при наличии большого многообразия культур примирить их представителей между собой, содержится в высказывании Алена де Бенуа[10,11]:

Утверждая, что «лучше было бы человека действительно сделать повсюду одним и тем же», автор наверняка подразумевает одинаковость не национальных предпочтений, религиозных верований или политических убеждений (они-то как раз могут и должны оставаться самыми разнообразными), а именно человека с его представлениями о совокупности морально-нравственных категорий, достойных уважения. Лишь такое однообразие способно примирить людей разных культур, разных национальностей, разных вероисповеданий и т.д.

Но как такой одинаковости достичь, если не через саму культуру, вернее, не через ее произведения? Неужели среди представителей нерусских национальностей или неправославных конфессий можно найти того, кто способен в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя или Ф.М.Достоевского обнаружить пропаганду зла, насилия, лжи, предательства, хамства и т.п.? Нельзя. Кроме того, трудно найти того, кто не был бы согласен с утверждением о том, что любая неразбериха в межличностных отношениях начинается в головах. Поэтому не зря Ю.И.Александров, цитируя своего учителя Вячеслава Борисовича Швыркова, утверждает, что проблемы политики, экономики, социологии и все остальные, стоящие перед человеком, мы сможем решить лишь тогда, когда поймем, как устроен наш субъективный мир[12]:

Учитывая, что интеллигентность представляет собой совокупность лучших человеческих качеств, т.е. лучшую сторону нашего субъективного мира, именно в ней следует искать ключ к решению проблем, стоящих сегодня перед человеком и человечеством, в том числе проблем, связанных с межнациональными отношениями.

На нижеприведенной схеме отражена взаимосвязь культурной и нейронной специализации индивидов, подтверждающая гипотезу о том, что людям, впитавшим в себя особенности русской культуры, свойственна воспетая ею совокупность качеств, называемая интеллигентностью[13]:

Таким образом, постигая русскую культуру носителями интеллигентности становятся представители любых национальностей. Чтобы убедиться в обоснованности этого вывода достаточно поинтересоваться национальностью тех, кого по праву можно считать настоящими носителями интеллигентности[14].

_________________________
1. До середины XVII в. религиозное мировоззрение определяло не только духовную жизнь общества, но и культурные ценности. Так, например, Стоглавый собор 1551 года утвердил определенные образцы, которым надлежало следовать в живописи (творчество Андрея Рублева), зодчестве (Успенский собор Московского Кремля) и литературе (сочинения митрополита Макария и его кружка).
2. Присоединение Финляндии, Царства Польского, Курляндии, Семигалии, Грузии, Крыма, Новороссии, Бессарабии, Северного Кавказа, покорение Центральной Азии, экспансия Российской империи на Дальнем Востоке и т.п.
3. «Социал-демократы, народники, кадеты, черносотенцы, большевики и меньшевики в социал-демократии, трудовики, эсеры и народные социалисты среди народников, левые и правые кадеты в кадетской партии — все они вели ожесточенную борьбу» (Сталин И.В. Избирательная борьба в Петербурге и меньшевики).
4. «…для рабочей аристократии Петербурга характерно было одеваться, как одеваются интеллигенты не для посещения района, то есть в косоворотках и кепках, а для себя — в общественных местах, на вечерах, в театрах. Вася Соколов не видел в этом признака «буржуазности»: он всегда готов был сесть в тюрьму за рабочее дело, но жил, хотя и не богато, но культурно, как живут знакомые интеллигенты. Посещение передовыми рабочими партийных интеллигентов вызывало в них подражание культурным навыкам жизни, начиная с одежды» (Колоницкий Б.И. Идентификации российской интеллигенции и интеллигентофобия (конец XIX — начало XX века)).
5. См. Что такое интеллигентность.
6. Эти понятия очень плохо определены и представляют ценность при изучении интеллигентности лишь настолько, насколько некоторые из представителей интеллигенции (истинные интеллигенты) являлись и являются носителями интеллигентности.
7. «Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология» (http://ru.wikipedia.org).
8. Рогозин Д. Русские хотят не привилегий, а равноправия и справедливости // Аргументы Недели #36(277), 15 сентября 2011.
9. Не нужно навязывать свою Культуру другим. Вполне достаточно самим разобраться в Ней и впитать в себя Ее особенности. Без этой «малости» доминирующей Она не станет.
10. Ален де Бенуа, — основатель и теоретик движения «Новые правые», провозглашающего ориентацию на традиционные национально-культурные ценности.
11. См. «Александр  Дугин Спасительный консерватизм» на Ютубе.
12. См. Academia. Мозг и культура 1.
13. Там же.
14. См. страницу «Прецеденты».


17 октября 2013 г.

К РУБРИКЕ:

Мультикультурализм и интеллигентность: 1 комментарий

  1. «Интеллигентными могут быть (или не быть) представители всех социально-учетных групп — общественных классов, этносов и национальностей» (Кордоский С. Интеллигентность как административно-рыночный товар?).

    «… правильнее было бы говорить не о русской, а о российской интеллигентности, ибо едва ли не половина русских интеллигентов были по национальному происхождению евреями» (Сорокин В. Наши цивилизации. Русская интеллигентность).

    «Мы говорим, что иммигранты должны уважать нашу культуру. Но где им ее изучать? На бирюлевской овощебазе? Думаете, там с томиком Пушкина засыпают? Тогда должны быть обязательные курсы русского языка и культуры, причем за наш счет.

    Уж если действительно кого-то приглашаем, нужно понять, как далеко мы готовы идти в своем гостеприимстве, в какой степени нам это надо, кто и в каком количестве. Каковы стимулы и фильтры, скольких мы готовы учить и чему? На какой результат рассчитываем? Что, если кто-то учится плохо? Все это должно быть сформулировано в нашей политике адаптации. Разумеется, ее стоит широко обсудить в обществе» (Киселев Д. Политика адаптации).

    А вот еще одно подтверждение того факта, что, независимо от крови, интеллигентность привлекательна всем, кто сумел впитать в себя основы русской культуры:

    «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

    Потеря смысла в этом слове
    Оформилась в трагический обман.
    И под влиянием всех основ излома
    Возник в российских головах дурман.
    Прослойка безответственных людей
    Овладевала новым бытом.
    Гульбой с жульем, далеким от идей
    Народ БЕССТЫДНО называя быдлом.

    Но в ОСОЗНАНЬЕ тупиков стремлений.
    Завистливо на Запад пяля взор.
    Теряясь в ПОНИМАНИИ явлений
    Привычно муторный вещая вздор.
    Растрачивая попусту потенцию
    И постепенно уменьшая раж,
    Зовущие себя «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ»
    Забыли про свой былой кураж.

    Заупокойный плачь стал раздаваться
    Над словом этим тут и там.
    И даже СТЫДНО стало погружается
    В постперестроечный бедлам.
    Где даже ДУХА не было ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ,
    Где свары, склоки и нытье
    Заполнили все некомпетентностью
    В погоне за комфортным бытием

    Пора! Пора вернутся к смыслу слова
    Увидеть в нем триаду – «Алиф, лам. ра» –
    И ЖИЗНЬ свою спрягать с его основой
    И утвердить как ПРАВДЫ торжество
    Как торжество небесных изречений:
    Алиф, лам, мим»! …
    То торжество успехов и свершений
    По МУДРОСТИ коих соскучился народ
    Лишённый благодатных ВДОХНОВЕНИЙ
    В чреде обрушившихся на него невзгод.

    «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» – бессмысленное слово
    Отныне обретает исконный Смысл
    В ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ, в благой ее основе
    Заложена Божественная Мысль,
    Рожденная на почве ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.
    Возвышенная ТВОРЧЕСКИМ ТРУДОМ –
    Она поможет возродить страну
    И прекратить большой содом.

    ЗНАНИЕ (Алиф), ПОНИМАНЕ (лам), УМЕНИЕ (ра)

    Так три энергии рождались в человеке.
    Чтобы поднять в божественную высь
    И научить его в высотах этих
    Смирять в себе животную корысть.

    Три алгоритма воплотились
    В Божественной Природе Бытия
    И к человеку с неба опустились
    Как МУДРАЯ для ЖИЗНИ колея,

    Как алгоритмы ТВОРЧЕСТВА ЗЕМНОГО.
    Как НАПРАВЛЕНИЕ всех обычных ДЕЛ,
    Как укрощенье буйства рокового.
    Как НАПРАВЛЕНИЕ всех страстей в предел.

    Та ЗНАНЬЕ, ПОНИМАНЬЕ и УМЕНЬЕ
    Триадой Благостною ДАРЕНО для нас,
    И только приобщаясь к ней с рожденья
    Мы обретаем «Нун» (ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ)».
    (Духовное управление мусульман Дагестана).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шестнадцать + два =