Интеллигентность как продукт и фактор социализации

«Интеллигентность – это состояние души, в равной мере присущее или не присущее
представителям любых профессий и социальных групп»
А. Денисов

Если попытаться определить интеллигентность через смысл ее существования в жизни социума, можно получить, к примеру, следующую формулировку: Интеллигентность это свойство личности, позволяющее ей устанавливать оптимальные взаимоотношения с окружающим миром. Иными словами, являясь продуктом социализации[1], интеллигентность играет роль оптимизатора взаимоотношений между членами общества. Рассмотрим динамику явлений, сопровождающихся ее появлением и проявлением.

Человек рождается с некоторой совокупностью унаследованных от предков психических и психологических особенностей, таких как внимание, воображение, память и т.д.[2]

В семье, — как правило, с помощью родителей, — ребенок усваивает необходимые для жизни в социуме первоначальные навыки поведения – хорошо себя вести, делиться игрушками, пользоваться «волшебными словами» и т.п. Понятно, что интеллигентные родители способны привить больше таких навыков, неинтеллигентные – меньше. Чем лучше малыш их усвоит, тем легче он будет находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Бывает и такое, что ребенок получает в семье навыки приспособления к условиям среды и даже паразитирования на ней, но в любом случае все это можно назвать началом социализации, — способности жить в социуме.

Параллельно социализации в раннем возрасте берет свое начало другой процесс  — самореализация[3]. В первые годы своей жизни ребенок осваивает речь (устную, а нередко и письменную), счет, узнает и запоминает какие-то образы, сюжеты, возникающие в воображении представления о жизни людей в прошлом, в других странах и т.д. Все это и многое другое оказывает влияние на развитие его врожденных особенностей.

С багажом, полученным в семье, ребенок идет в школу, где его социализация продолжается уже под руководством учителей и со стихийным участием товарищей и друзей (семья при этом тоже участвует, причем очень сильно, что не снимает с нее ответственности за результаты социализации в этом возрасте). Благодаря учебникам и литературным произведениям, на уроках чтения (литературы) и истории, на внеклассных и общешкольных мероприятиях школьнику создаются условия для постижения нравственных основ жизни, в результате чего он постепенно осознает разницу между честностью и лживостью, любознательностью и безразличием, ответственностью и равнодушием, достоинством и высокомерием и т.д. Эффективность такого постижения зависит от степени интеллигентности не только членов педколлектива, но и родителей школьных товарищей.

Но основной целью учебы является получение образования, поэтому в школе самореализация личности набирает свои обороты в виде получения учащимся элементарных (основных) знаний, умений и навыков по изучаемым дисциплинам. Врожденные особенности при этом не только находят применение, но и совершенствуются, что, в свою очередь, отражается на качестве усвоения изучаемого материала.

Учеба в высшем учебном заведении сопровождается ощущением причастности к чему-то важному, передовому, прогрессивному. Оно объясняется, прежде всего, тем, что студент имеет возможность слушать лекции авторитетных людей, в том числе с научными степенями, сделавших открытия в науке, имеющих свои публикации. Кроме того, он постигает преподаваемые ими знания, напрямую с ними общается. Вместо слова «предмет» теперь он слышит «научная дисциплина», а школьный учебник уступил место монографии. Все это наряду с другими факторами способствует повышению самооценки и возникновению невольного, подсознательного стремления иметь нечто общее с преподавателями, пользующимися наибольшим уважением. Ведь, как правило, это люди, сумевшие не только сказать свое слово в науке, но и обладающие высоким уровнем культуры и глубокими познаниями в других областях человеческой деятельности. Они сдержанны, терпеливы, великодушны, тактичны, пунктуальны и т.д., что дает основание считать их интеллигентными людьми. Таким образом, посредством примера, достойного подражания, интеллигентность распространяется на молодого человека, постепенно становясь одним из его свойств. В университетской среде совокупность качеств, образующих интеллигентность, является одной из наиболее востребованных и почитаемых, поскольку является условием поддержания цивилизованных отношений между студентами и преподавателями. У большинства студентов постижение интеллигентности достигает апогея к концу периода обучения в ВУЗе, но социализация на этом не заканчивается.

Не заканчивается и самореализация. В студенческие годы молодой человек в силу имеющихся способностей и приложенных усилий постигает специальные знания, необходимые для освоения выбранной профессии. От качества их усвоения, от способности их применять на практике, в том числе в нестандартных ситуациях, зависит уровень профессионализма будущего специалиста. Поэтому учебу в университете можно назвать фундаментом, базисом, основой для дальнейшей самореализации в будущей практической деятельности. И, безусловно, врожденные особенности в период получения высшего образования получают новый, еще более качественный, чем в семье и школе, виток развития.

Пройдя описанные этапы социализации и самореализации, выпускник в новом для себя качестве попадает в социум. Теперь ему предстоит использовать накопленный потенциал на практике. Наличие любой профессии (юриста, инженера, врача и т.д.) дает право выполнять соответствующую полученной квалификации работу, но занятость не гарантирует. Поэтому, начиная с трудоустройства, перед молодым специалистом возникает вопрос, какой избрать стиль поведения, чтобы на людей, принимающих решение о приеме на работу, произвести нужное впечатление, т.е. фактически, как правильно и эффективно воспользоваться результатами своей социализации. Однако, демонстрируя лучшие качества при поиске работы, достичь цели удается далеко не всегда. Бывает такое, что работодатель предпочитает видеть в лице работника покорного и безропотного исполнителя, а не честного, принципиального, обладающего чувством собственного достоинства сотрудника. Столкнувшись с подобными явлениями и сделав соответствующие выводы, молодой человек постигает новые уроки социализации, и в следующий раз вместо присущей ему интеллигентности способен продемонстрировать качества, ей не свойственные, например, лесть, конформизм, беспринципность и т.п. Подобные явления носят название ресоциализации[4].

Но умный руководитель из-за наличия у кандидата на вакансию признаков интеллигентности, отказываться от него не станет, поскольку понимает, что это свойство востребовано как в России, так и за рубежом, а его наличие у сотрудников способно повысить авторитет компании в глазах ее партнеров и клиентов[5].

Понятно, что на производстве личностные качества, даже самые хорошие, сами по себе заменить профессионализм не способны. Поэтому интеллигентность с невежеством, отсутствием компетентности, халатностью, небрежным отношением к своим обязанностям, ленью и прочими признаками паразитизма несовместима[6]. Имея по долгу службы дело с другими людьми, интеллигентный сотрудник всегда дисциплинирован, ответственен, пунктуален, аккуратен, честен, вежлив и т.п. Все эти качества находят отражение не только на результатах осуществляемых им действий в конкретной ситуации, но и на отношении со стороны социума к нему и представляемой им компании в целом.

Таким образом, как продукт социализации интеллигентность проявляется в практической деятельности посредством человеческих и деловых качеств сотрудника, отражающихся на результатах его деятельности. При этом же интеллигентность оказывает свое влияние на характер взаимоотношений между людьми, выступая в качестве естественного фактора их социализации. Другими словами, от того, какой характер имела социализация сотрудника зависит уровень его интеллигентности, а от уровня его интеллигентности зависит содержание и сила его персонального влияния на социализацию людей, с которыми он вступает во взаимодействие. Установив связь полученного вывода с вышеизложенным определением интеллигентности, добавим, что отношения между людьми являются настолько гармоничными, насколько интеллигентны сами люди, а сами люди являются настолько интеллигентными, насколько гармоничны отношения между ними. Т.е., явления эти взаимосвязаны и взаимозависимы.

Какие выводы из этого следовало бы сделать?

Прежде всего, родителям нужно иметь в виду, что от степени их интеллигентности зависит, насколько легко ребенок будет впитывать в себя те нравственные основы жизни, которые будут предложены ему в школе. И, если они не хотят, чтоб их дети испытали на себе, что такое раздвоение личности, им следует быть для своих подопечных образцом интеллигентности.

Школьным работникам, — причем, не только учителям, — следует помнить, что интеллигентность – профессиональная черта работников образования любого уровня, в том числе начального и среднего. Отношение ребенка к учебе, к конкретным предметам, к выполнению своих обязанностей и т.д., как ни странно и категорично это звучит, зависит от степени интеллигентности взрослых людей, с которыми он сталкивается в стенах школы. Поэтому, не говоря о педагогических работниках, и медперсоналу, и работникам пищеблока, и техработникам – всем необходимо актуализировать свои представления об интеллигентности и стараться выглядеть в глазах детей ее носителями. Любое проявление качеств, не согласующихся с интеллигентностью (грубость, бестактность, высокомерие и пр.), вызывают у детей недоумение, постепенно преобразующееся в презрение к этим людям. И, чем больше в школе таких сотрудников, тем труднее даже интеллигентным учителям находить с детьми общий язык.

Особая роль в социализации личности принадлежит преподавателям высших учебных заведений. Именно работники высшей школы всегда были и остаются наиболее значимым источником и генератором интеллигентности. И не случайно. Своим примером они создают у студентов представление о том, каким является носитель интеллигентности в самом полном своем проявлении. Этот факт не только предоставляет им особые полномочия в распространении лучших образцов интеллигентности, но и накладывает особую ответственность. Демонстрируя студентам снобизм или чванство, далеко не самые лучшие преподаватели ВУЗов сеют тем самым в сознание будущих специалистов неверное представление о достоинстве личности, а вместе с этим и об интеллигентности. Неокрепшее сознание молодого человека не всегда способно отличить подлинную интеллигентность от ее жалких суррогатов, поэтому легко усваивают уроки высокомерия и, не заставив себя долго ждать, при первом же удобном случае демонстрируют свое мнимое превосходство и этим наносят непоправимый ущерб авторитету не только интеллигенции, но и интеллигентности.

Определенные выводы из вышеизложенных рассуждений должен бы сделать и каждый выпускник ВУЗа. Прежде всего, следовало бы помнить о том, что «слово интеллигенция в значении, близком к современному, появляется в русском литературном языке 60-х годов XIX столетия. В.И.Даль помещает это слово во втором издании «Толкового словаря», объясняя его таким образом: «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46)»[7]. Т.е., согласно этому определению, Вы теперь, независимо от желания,  являетесь представителем этой самой интеллигенции[8]. Причем, не имеет значения, какую специальность Вы получили[9]. Поэтому, открещиваясь от социальной категории с этим названием, Вы открещиваетесь либо от своей истории, либо от своего языка, либо от самого себя[10].

Однако, не менее важно помнить и другое, — принадлежность к интеллигенции не только лишает Вас морального права от нее открещиваться, но и не дает никаких оснований считать себя интеллигентным человеком[11]. Интеллигентный человек это не обязательно представитель интеллигенции (хотя таковым может и быть), интеллигентный человек это носитель интеллигентности[12], — совокупности определенных качеств[13]. Не стоит задаваться вопросом, являетесь ли Вы интеллигентным человеком. Ваш собственный ответ на этот вопрос не имеет никакого значения. Важно, чтобы Вас считали интеллигентным другие люди и, чтобы Вы к этому стремились[14].

И, наконец, хотелось бы, чтобы все мы всегда помнили, что от отношения к интеллигентности каждого из нас зависят условия, в которых не только мы будем жить, но и наши потомки. Ведь интеллигентность, выступая в качестве фактора социализации представителей последующих поколений, закладывает морально-нравственные и духовные основы их будущего.

_____________________
1. «Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе»(wikipedia.org).
2. Нередко встречается мнение, что интеллигентность тоже врожденное свойство, но так ли это, вопрос открытый.
3. «Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности» (academic.ru).
4. «Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого» (wikipedia.org).
5. См. Актуальность интеллигентизации.
6. См. Кому свойственна интеллигентность?.
7. Виноградов В. В. История слов, 2010.
8. Из числа образованных (т.е. получивших высшее образование) исключением может считаться разве что умственно недоразвитая часть жителей.
9. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с мнением, что ученый или артист представителями интеллигенции являются, а вот чиновник или генерал – нет. Приведенное определение подобную точку зрения опровергает.
10. Дело в том, что среди представителей интеллигенции очень сильно развита интеллигентофобия. Никто не любит критиковать интеллигенцию так, как люди, имеющие высшее образование. М. Горький по этому поводу писал: «По моему мнению, отрицательное отношение к интеллигенции есть именно чисто «интеллигентское» отношение». К какой социальной категории относят себя образованные люди, открещивающиеся от интеллигенции, остается загадкой. См. «Как интеллигенты, критикуя интеллигенцию, уничтожают интеллигентность», а также дидактический материал для проведения семинара на тему: «Интеллигентофобия или раковая клетка российского общества».
11. См. Кто такой интеллигентный человек?
12. См. Что такое интеллигентность?
13. См. Кому свойственна интеллигентность?.
14. Если быть еще более точным, то стремиться следует не к тому, чтобы Вас считали интеллигентным, а к тому, чтобы быть носителем качеств, характеризующих интеллигентного человека.

г.

К РУБРИКЕ:

Интеллигентность как продукт и фактор социализации: 1 комментарий

  1. «Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

    Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье» (Лихачёв Д.С. Человек должен быть интеллигентен).

    «Учителю, чтобы быть не только интеллектуалом и профессионалом, а именно интеллигентом, необходимо овладение культурным наследием путём «вечного», непрерывающегося ни на день, ни на час образования и самообразования. И только в этом процессе рождается потребность в новой для человека, высокой, более глубинно осмысленной, креативной деятельности, что и является основой создания новых духовных ценностей в себе, в других людях, в культуре. Это планка, которую задаёт себе интеллигентно действующий человек» (Праздникова Г.З. Интеллигентность в профессии педагога).

    «В интеллигентном труде личность развивает свой человеческий талант, чтобы реализовать его с пользой для себя, своего Отечества и всего человечества в целом. А это невозможно без должного профессионализма. В свою очередь, построение профессионализма невозможно без воспитания нравственности» (Карлов Н. В. Интеллигентна ли интеллигенция?).

    «Комплексным понятием, включающим в себя весь спектр вопросов нравственности, образованности и, тем самым, наиболее полно отражающим творческий, научный, жизненный потенциал будущего выпускника классического университета, является его «интеллигентность». Формирование и/или развитие этой качественной характеристики — необходимая цель процесса обучения и воспитания в вузе. <…>

    Университет, как субъект педагогической системы общества, может внести свой вклад в эффективную социализацию студентов через организацию педагогического процесса (в рамках учебной и внеучебной работы), ориентированного на формирование инновационно направленной личности, которая может быть конкурентоспособной и успешной в современных условиях. Огромное влияние на формирование и развитие интеллигентности студентов оказывают процесс обучения и деятельность преподавателя-предметника» (Симаева Н.П. Развитие университетского образования: пути и условия формирования интеллигентности студента).

    «Мне кажется, нам с вами, преподавателям и родителям, пора заняться действительно своим делом — самосовершенствованием. Раз уж нас занесло в ряды интеллигенции, давайте будем восстанавливать естественные связи понятий. Ведь только так можно остановить опасный процесс деградации интеллигенции.

    И поскольку ни один человек на свете не может с полным правом сказать о себе в какой-то момент: «Я интеллигентен», — это самосовершенствование — наша пожизненная обязанность. Я так понимаю» (Маслакова А.А. Дорасти до пуделя: еще одна версия «современной интеллигенции»).

    «Но университеты и даже академии интеллигентов не готовят. Интеллигент лучше всего растет в семье, во втором, в третьем поколении» (Гранин Д.А. Русский интеллигент уходит).

    «Важнейшей задачей государства, на мой взгляд, является задача возвращения нравственности в обучение специалистов. ВУЗы должны выпускать интеллигентов, а не просто специалистов, хороших или плохих. Многие думают, что повышение заработной платы представителям социально значимых профессий приведет не только к увеличению их числа, но и гарантирует повышения качества их работы. Это сомнительно. В современных платных клиниках редко вспоминают клятву Гиппократа. Нравственность – категория, бесспорно, личностная и должна, прежде всего, исходить изнутри, а не навязываться извне, властью, государством. Однако профессиональное образование не бессильно в вопросе привития будущему специалисту нравственности. У всякой профессии есть свои нравственные основы и возможности. В своей образовательной и кадровой политике государство должно исходить из этого как из категорического императива, т.е. главной цели и задачи» (Ивашинцов Д.А. Нужна ли России интеллигенция?!).

    «Очевидно, что в ходе воспитания ценностных качеств интеллигентности, прежде всего, необходимо преодолеть экстернативность характера усвоения высших ценностей в процессе социализации. Воспитательно-образовательная традиция сегодня подменяется механизмами информационно-экранного «взращивания» интеллекта и духовных ценностей, эксплицируя вневременное, условно-символическое «потребление» культурного опыта, отрицающее внутриличностный компонент естественно-природного рефлексивного переживания и познания реальности» (Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пятнадцать + 4 =