Николай Иванович Пирогов

Русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор.

Создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

Тайный советник (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Не солдат и не механик нужен обществу, а человек, духовно развитый и разносторонний,
умеющий критически смотреть на жизнь и общество»

Н.И. Пирогов

В предисловии к книге «Современное значение педагогических идей Н.И. Пирогова», изданной в 1911 году, говорится:

«Сегодняшний вечер, посвящаемый памяти великого учителя и друга человечества Н.И. Пирогова, наглядно показывает, как дороги нам учителя общественной правды и добра, как долго и после смерти они служат нам нравственной поддержкой» (Современное значение педагогических идей Н.И. Пирогова. Издание Общества Экспериментальной Педагогики // elib.gnpbu.ru).

Хотелось бы, чтоб Николай Иванович Пирогов всегда оставался для своих соотечественников нравственной поддержкой. Не потому, что мы еще долго будем в ней нуждаться, а потому, что такая поддержка поможет не сбиться с пути даже в том случае, если тропа по какой-либо причине будет едва заметна. Представляя собой образец русского интеллигента, профессор оставил нам свои представления о воспитании человека, духовно развитого и разностороннего, обладающего качествами, называемыми нами интеллигентностью:

«Говоря об истории развития отечественной педагогики нельзя не сказать о великом русском хирурге Николае Ивановиче Пирогове. Являясь выдающимся врачом, он также рассматривал фундаментальные проблемы воспитания. Николай Иванович считал, что необходимо перестроить всю систему образования, так как на первом месте должно стоять воспитание высоконравственного человека, полезного стране гражданина. Пирогов призывал педагогов развивать прежде всего благородство личности студента, учить его мыслить, прививать навыки самостоятельной работы. Николай Иванович выступал против телесных наказаний, считая, что замечания должны быть направленны на чувство чести и достоинства, а не вызывать страх. Благодаря большим усилиям Пирогова и его трудам, в 19 веке в России выстраивалась единая система образования, способствующая правильному развитию личности. …

Николай Иванович Пирогов рассматривал необходимость развития образования в России с двух основных позиций: модернизация подходов к духовно-нравственному воспитанию и гуманизация системы наказаний. Духовно-нравственное воспитание в российских учебных заведениях должно было обязательно включать в себя воспитание патриотизма, любовь к близким, сочувствие, вдохновение и ответственность. …

Он полагал, что процесс обучения и нравственного воспитания должен не пугать, давить и унижать ребенка, а воспитывать его. Особое значение он придавал «духу коллективизма» и «нравственным наказаниям». …

К числу нравственных наказаний педагог относил выговор, замечание и пристыжение (убеждение, направленное на чувство чести и достоинства)» (Трошкин А.А., Сухарева М.В. Вклад Пирогова в развитие отечественной педагогики // cyberleninka.ru).

Свой вклад внес ученый в совершенствование профессионального (специального) образования:

«Раскрывая недостатки узкоспециального образования, Н.И. Пирогов предложил идею общечеловеческого образования, указывал на огромный вред ранней специализации, которая не способствует развитию общечеловеческих задатков и моральных качеств. Только после становления человека как личности нужно специализировать его обучение. … Н.И. Пирогов говорил — «все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» (Пирогова И.А., Шлепотина Н.М. Педагогический вклад Николая Ивановича Пирогова // cyberleninka.ru).

Несмотря на прошедшие полтора столетия, взгляды ученого актуальны и сегодня:

«В 1856 г. вышла статья Николая Ивановича «Вопросы жизни», в которой освещались важные моменты воспитания. …

Главной идеей статьи «Вопросы жизни» было защитить общечеловеческое образование, она вызвала ряд откликов со стороны педагогической общественности и положительную оценку либеральной, демократической и революционно-демократической прессы. Однако последние сопоставляли понятие высоконравственного человека с понятием стойкого революционера, борца с царизмом, а в понимании Пирогова идеал человека наделён чертами абстрактного гуманизма. …

По мнению учёного, хорошая дисциплина — одно из самых важных условий нравственного воспитания и успешного обучения. Присущие школам того времени казарменный режим и произвол он осуждал и требовал при поддержании дисциплины сменить бездушное отношение к ученикам на сердечность и гуманность» (Фёдорова А.Л. Педагогические взгляды Пирогова Н.И. на проблемы науки и образования в университетах и современность // cyberleninka.ru).

В мае 1881 г. в одной из статей, посвященных 50-летию научной деятельности Н.И. Пирогова, «Врачебные ведомости» писали:

«Общество наше еще не может оценить заслуги Пирогова. Но чем больше пройдет времени, чем больше будет развиваться общество, тем будет для него величавее фигура нашего знаменитого учителя, тем яснее оно сознает его важное и мировое, и национальное значение» (Симбирцев С.А., Большаков О.П. Выдающийся хирург-анатом Н. И. Пирогов // cyberleninka.ru).

Насколько эти слова можно будет назвать пророческими, зависит от нас.

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

девять − два =