Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник.

Защитник коренных народов Юго-Восточной Азии и Океании, активно выступал против работорговли. Как учёный, последовательно придерживался принципа единства человеческого рода; отвергал популярные в своё время теории, что чёрные расы, включая австралийских аборигенов и папуасов, представляют собой переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, – в науке о том, как жить людям друг с другом»
Л.Н. Толстой

Кроме множества исследований в биологии, этнографии, антропологии, Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю принадлежит самое важное открытие «в науке о том, как жить людям друг с другом». Эта наука до сих пор не имеет своего названия, А.Ф. Лосев называл ее теорией интеллигентности. Что это за открытие, и благодаря чему знаменитому путешественнику удалось его совершить, в следующем материале:

«Каждая культура, каждое племя или народ, каждая человеческая личность имеет право на самостоятельность. Взаимодействуя, общаясь, они должны исходить из обоюдного уважения, не стремясь силой насаждать свои порядки, свой образ жизни и не навязывая свои мысли.

Эти принципы были близки Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, который воспитывался в интеллигентной российской семье во время расцвета русской культуры, прежде всего литературы, пронизанной идеями свободы, гуманизма, добра и поисков правды. …

«Меня приятно поразили, – писал он, – хорошие и вежливые отношения, которые существуют между туземцами, их дружелюбное отношение с женами и детьми. Во все мое пребывание на “Берегу Маклая” мне не случалось видеть ни одной грубой ссоры или драки между туземцами; я также не слышал ни об одной краже или убийстве между жителями одной и той же деревни. В этой общине не было начальников, не было ни богатых, ни бедных, почему не было ни зависти, ни воровства, ни насилия. Легкость добывания средств к существованию не заставляла их много трудиться, почему выражения злобы, ожесточения, досады не имели места».

Оказалось, что представители совершенно разных культур могут жить вместе в дружбе и согласии на основе универсального морального принципа: не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Миклухо-Маклай поставил уникальный эксперимент – с немалым риском для жизни, доказав на опыте не только единство человеческих рас, но и глубокое родство людей, относящихся к разным культурам.

Это стало замечательным открытием. Ведь познание земной природы для нас имеет смысл не столько абстрактно-теоретический, сколько реально-практический в связи с познанием человеческой природы и нашего места и значения в окружающей среде. Для того чтобы достойно существовать на планете, нам необходимо прежде всего научиться жить в согласии между собой, а всем вместе – с окружающей природной средой» (Баландин Р. 100 великих оригиналов и чудаков // litmir.me).

Об интеллигентности самого ученого практически не говорят, но черты его лица, запечатленные в произведениях изобразительного искусства, о ней напоминают:

«В заключение хотелось бы сказать несколько слов, наверное, о лучшей работе скульптора. Это бюст выдающегося русского ученого и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая. … Мужество, благородство, интеллигентность и простота, спокойная уверенность и истинный аристократизм. А в другой момент угадывается скрытая боль души, утрат, горький опыт жизни. И всегда — динамика мысли, взгляд, устремленный в новые миры, в будущее» (Парфентьева Н.И. Неизвестный известный художник. О И.Н. Хитрове — скульпторе и художнике // kunstkamera.ru).

Документальный фильм о Николае Николаевиче Миклухо-Маклае:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × 2 =