«Благородство (от благо́й и род) — изначально совокупность личностных качеств присущих человеку происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального обучения необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, — ru.wikipedia.org).
«Благородство как качество личности – склонность к естественным добрым проявлениям внутренней сущности человека, не обусловленным какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями» (Ковалев П.Д. Благородство, — podskazki.info).
Как качество личности, благородство является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.
«Невозможно представить благородного человека без интеллигентности. А это масса элементов изящности ума и души. В отдельных случаях еще и духа. …
Большое отличие благородного человека от всех прочих состоит в том, что он имеет не амбицию, а честолюбие. Он не пойдет по чужим головам к своей цели. Он не страдает болезненным самолюбием и поэтому адекватно воспринимает критику в свой адрес. У него есть чувство собственного достоинства, заключающееся в повышенной требовательности к себе и относительно лояльном отношении к окружающим. Он не стремится к выигрышу своих интересов за счет интересов других людей. Он не стремится создавать психологический дискомфорт окружающим в ходе реализации своих замыслов и задач. Интеллигентность, корректность, тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность, конструктивность и созидательность – вот те некоторые принципы, на которых стоит его личность и его жизнь. Терпение и терпимость помогают ему справляться с проблемами» (Алтунин А.И. Интеллигентность).
«Выходцы из “пролов”, ставшие новой советской интеллигенцией, воспроизвели в масштабах целого поколения родовые черты своих духовных отцов — интеллигентов XIX столетия. Конечно, они были другими: вряд ли они могли бы соперничать со своими предшественниками в культуре, благородстве и жертвенности. И все же интеллигенция возродилась, пускай и не в прежнем виде. Она не стала “рабоче-крестьянской”, какой ее хотел видеть Сталин. Она усвоила себе характерные признаки той, “старой”: отчуждение от государства, черно-белое отношение к миру, делящее его на “мы” и “они”, тоска по мировой (то есть западной) культуре и т. д.» (Азадовский К.М. «Судьбы его печальней нет в России…»).
«Исторически могу привести пример с именем Дон-Кихот и термином «донкихотство». Он означал поначалу благородство, бескорыстные порывы по защите справедливости, верность идеалам и прочее (кстати, признаки, свойственные как раз расхожему пониманию слова «интеллигент»)» (Лебедев В. Прощай, интеллигенция!).
Благородство — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания благородства — интерес к благородству как качеству личности, уважительное отношение к благородным людям, стремление быть благородным человеком, критическое отношение к коварству.
«Благородие ср. дворянское происхождение; всякому дворянину, независимо от заслуг или от выслуги его, а равно и всякому обер-офицеру, присвоен почет благородия; благородство ср. качество, состояние это, дворянское происхождение; || поступки, поведение, понятие и чувства, приличные сему званию, согласные с истиною, честию и с нравственностию. Ваше благородие черт зародил, а нас грешных Господь спосоздал, говорят о приказных. Благородный, происходящий от дворянского рода, дворянин; обер-офицер, чиновник обер-офицерского чина; || согласный с правилами чести и чистой нравственности; честный, великодушный, жертвующий своими выгодами на пользу других» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).