Благодарности (чувство)

«Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства, в том числе и официальные меры поощрения (например «объявление благодарности»)» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, — https://ru.wikipedia.org).

«Благодарность как качество личности – склонность реагировать совестью на благочестивый поступок, проявлять в вербальной, невербальной либо мысленной форме удовольствие за оказанное благодеяние и за уже имеющиеся жизненные блага» (Ковалев П.Д. Благодарность, — http://podskazki.info).

Как качество личности, благодарность является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.

Благодарность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Шел вечер памяти Булата Окуджавы. Переполненный зал, щемяще трогательные гитары, лицо Булата время от времени возникает на экране. Он тихо подпевает, улыбается, грустит, смотрит на нас как бы оттуда. Кто-то позади меня всхлипывает. Я оборачиваюсь: две девушки, я вдруг вижу зал, у многих слезы. Это о чем? Сразу не скажешь. Слезы благодарности — за то прекрасное, что было, за чувство единства, что когда-то соединяло нас, тех, кого обозначили шестидесятниками? И тех, кто приходил позже. В совместном этом чувстве была доля печали, не по Булату, разлуку с ним оплакали, пережили, тут было иное — прощание со Временем, с такими, какими мы были. Мы были лучше, чем сейчас, но была горечь от того, что с этим временем уходит нечто большее, куда важнее, чем наше Время.

Уходит интеллигенция. Знаменитая русская интеллигенция» (Гранин Д.А. Русский интеллигент уходит).

«Рассмотрим, что вкладывают в понятие интеллигентности разные авторы. Например, в своей работе «Проблема интеллигентности среди студентов» Ю.П. Петров говорит о проведенном исследовании среди студентов-выпускников. В составленной им анкете в качестве составляющих интеллигентности были включены следующие признаки: внешние качества (вежливость, вкус в подборе одежды, элегантность, умение разбираться в искусстве, быть индивидуально неповторимым и интересным для других); нравственные основы общения (коммуникабельность, толерантность, умение сохранить хорошее настроение в любой ситуации); собственно этические качества интеллигентности (умение сочувствовать, принципиальность, умение быть благодарным, ответственность и др.) (Башлаков М.О. и др. Интеллигентность как важная личностная характеристика студента-инженера).

«Впервые с этим феноменом я столкнулась, когда мне исполнилось едва двадцать, когда я вдруг поняла, что профессура и академики, умнейшие персоны страны, среди которых я волей случая оказалась, – могут в жизни оказаться такими уникальными подонками, что какой-нибудь соседский алкаш, регулярно тусующийся из запоя в запой, по сравнению с оными окажется кристальной души человеком.

Наблюдая за их очередными кульбитами в области морали и нравственности, да что там морали, банальной порядочности и честности по отношению к ближнему, я всякий раз пролетала, как фанерка над столицей мировой моды – потому что тоже считала, что человеческое сознание эволюционирует и разум равняется интеллигентности.

Ничего подобного. Ни разу не так, просто ни секундочки. И эти проклятые годы войны запрессовывают в мою голову это неравенство уже с активностью заводского пресса для металла.

Один из десяти. Только один из десяти людей – на самом деле порядочен и способен на обычную человеческую благодарность. Нехитрая эта арифметика была известна еще Христу, когда из десяти прокаженных вернулся поблагодарить всего один. Так было, есть и будет всегда – нет никакой эволюции ни человеческого разума, ни человеческого сердца. Никакое развитие разума не сделает человека способным на милосердие, и уж тем более, доброта совершенно никак не коррелирует с разумом» (Адамчук И. О строящемся царстве справедливости и разума).

Благодарность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания благодарности — интерес к благодарности как качеству личности, уважительное отношение к благодарным людям, стремление быть благодарным человеком, критическое отношение к неблагодарности.

К СПИСКУ:

Благодарности (чувство): 2 комментария

  1. БЛАГОДАРЕНИЕ

    Что было –
    пыль-не пыль…
    Как надпись на песке,
    что морем смыло…
    Так встретит после бури
    штиль Зарю…
    Благодари Судьбу за то,
    что было!..
    И я её – благодарю…

    Владимир Шебзухов

    «Благодарствовать или благодарить кого, на чем или за что, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу, признавать одолжение; спасибить кому, говорить спасибо. Благодарим за угощение; ответ: не на чем, не прогневайтесь. Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. На этом благодарствуем. Я благодарил его десятью рублями. За это не благодарится, безличн. никто не скажет спасибо. Благодарение ср. действие благодарящего, изъявление спасибо, признательности; благодарность ж. чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; само исполнение этого на деле. Взяток не берем, а благодарности принимаем. Благодарительный или благодарственный, содержащий в себе благодарность, сделанный для изъявления, обнаружения признательности; спасибный. Благодарный, признательный, чувствующий и изъявляющий благодарность; признающий оказанные ему услуги, добро» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × четыре =