Павел Александрович Флоренский

Священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт, учёный, инженер (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Фарисеи были лучшею частью иудейского общества,
наиболее интеллигентные и преданные интересам просвещения.
А между тем Иисус Христос не саддукеев обличает, а тех, кто был образцом праведности»

П.А. Флоренский

Знакомство с биографией Павла Александровича Флоренского оставляет целый ряд вопросов. Много противоречий находили и находят в его взглядах коллеги и исследователи. А вот тот факт, что немало усилий он приложил для совершенствования интеллигентского сознания, сомнений не вызывает. Вот, например, чему представителям «высших сословий и классов» следовало бы, по мнению философа, учиться у «низших»:

«Правда, вопреки обычному суждению о сознательности высших сословий и классов, противополагаемой несознательности низших, интуиция последних тут, как и во многих других случаях, бывает несравненно сознательнее, определеннее и, по выражению Достоевского, «ответчивее», нежели внутреннее чувство первых. Но, тем не менее, все-таки это некоторый опыт, хотя и невнятным языком, но, однако, внушающий, предостерегающий и пророчащий даже и загроможденному предрассудками сознанию человека «интеллигентного» (Флоренский П.А. Имена // magister.msk.ru).

Эта же мысль более отчетливо и ясно:

«Знание крестьянина — цельное, органически слитное, нужное ему знание, выросшее из души его; интеллигентное же знание — раздробленно, по большей части органически вовсе не нужно ему, внешне взято им на себя. Он, как навьюченный скот, несет бремя своего знания» (Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма // magister.msk.ru).

В негативном отношении к церкви П. Флоренский видел одну из самых опасных болезней русского общества:

«Сейчас у большинства глубоко несправедливое, жестокое, нехристианское отношение к русскому народу, которое особенно стало развиваться в русском обществе в последнее время: презрительное, жестокое, враждебное. Но русский народ обладает глубокою верою, преданностью исторически сложившемуся строю, который имел связь с Церковью и догматическую связность. А русская интеллигенция еще с половины XVII‑го века, со времен царя Алексея Михайловича, все вытравляла и вытравляла в народе прирожденный склад идей, религиозные элементы. Ну и наконец вытравила. Но, думаю, еще не до конца» (Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Том 2 // vehi.net).

Поэтому он делал все, чтобы интеллигенция, отвернувшаяся от веры, прекратила разрушать исторически сложившуюся связь русского народа с православием. Причем, делал это, проявляя порой чудеса героизма:

«Отец Павел обращался к той среде, из которой сам вышел — интеллигенции, отошедшей от веры, равнодушной к ней, считающей ее пережитком прошлого.

… у немцев, любящих мужественность мысли … очень мало настоящей мужественности, которую показал нам внешне мягкий, интеллигентный отец Павел Флоренский. Его мысль действительно мужского рода, проходит все преграды и идет до конца.

… в 1918, в разгар гражданской войны и гонений на Церковь, прочитал в Москве цикл лекций. Это я считаю подвигом — любой в то время мог его пристрелить, и ничего бы убийце не было, а отец Павел ходил в рясе и подряснике и в центре Москвы читал лекции по философии культа» (Прот. Сергий Правдолюбов: Мужественная мысль священника Павла Флоренского // kadilo.info).

Но священником в обычном смысле этого слова Флоренский не был, скорее был ученым в рясе, подчеркивающей отсутствие коренных противоречий между религией и наукой.

«Один из современников рассказывает, что Флоренский очень не любил церковного быта (в дурном смысле слова) и, как человек глубоко интеллигентный, рафинированный интеллигент, вероятно, томился бы, если бы его отправили куда-то на приход. Но его судьба уже была предрешена. Он был ученым, профессором Академии» (Бессмертный барак | Мень А. Флоренский Павел Александрович // bessmertnybarak.ru).

Трудно сказать, что именно больше раздражало новых хозяев жизни, — глубокие знания священника или несокрушимая вера ученого, однако избавились. Но, судя по всему, труды Флоренского еще долго будут актуальными и, прежде всего, для представителей российской интеллигенции. Чтоб 37-й не вернулся.

«Главная задача нашего времени заключается в том, чтобы вернуть в лоно христианской церкви сначала интеллигенцию, а затем, с ее помощью, народные массы и возродить идеалы христианского гуманизма. Для достижения этой цели особенно большую помощь могут оказать религиозные философские работы, написанные в новом, более или менее светском, стиле, — такие работы, в которых бы связывались религиозные вопросы с современной наукой и метафизическими исследованиями высших сфер бытия, выходящих за пределы человеческого мира. Работы Флоренского принадлежат к этой категории. Именно поэтому они заслуживают высокой оценки, несмотря на все их недостатки с точки зрения традиционного стиля и содержания православной богословской литературы» (Лосский Н.О. Глава XIV из книги «История русской философии» // omiliya.org).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

11 − 3 =