Причины и мотивы человеческой активности

Прежде, чем изложить взгляд на комплекс интеллигентности в целом, актуализируем в сознании хорошо известные всем факты относительно мотивов человеческой деятельности. Это поможет понять используемый принцип классификации человеческих качеств и совершенствовать предложенный комплекс общими усилиями.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над вопросом, что заставляет людей совершать те или иные поступки, осуществлять ту или иную деятельность. Этот вопрос абсолютно не праздный, поскольку от качества, достоверности ответа на него зависит, насколько легко мы способны управлять собой и сосуществовать с другими людьми.

Попытки изложить свой взгляд на мотивы человеческой активности делали многие ученые. Наибольшее распространение среди практиков получила точка зрения американского психолога А.Маслоу, согласно которой, все, что мы делаем, подвержено достижению одной цели – удовлетворению потребностей, расположенных в иерархической последовательности. Эта иерархия известна под названием «пирамида Маслоу», которую мы используем в качестве аксиомы для изложения своей точки зрения.

На нижнем уровне пирамиды расположены физиологические потребности. Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что вода, пища, жилье и другие средства удовлетворения этих потребностей настолько для нас важны, что мы на многое способны ради их получения. И не только мы. Животные тоже готовы преодолевать расстояния, проявлять хитрость, сноровку, выносливость, силу для получения необходимого организму куска мяса. Упоминание о животных не случайно. Одной из особенностей физиологических потребностей является их инстинктивный характер проявления, свойственный, как известно, всем живым организмам. Поэтому их можно назвать, также животными или утилитарными потребностями.

Над физиологическими потребностями в иерархии Маслоу расположены потребности в безопасности и защищенности. Почему они расположены на втором уровне? Потому, что любому живому организму необходимо не только наличие средств удовлетворения физиологических потребностей, но и возможности иметь эти самые средства всегда. Поэтому, при наличии возможностей и человек, и животное способны делать запасы, обеспечивающие их выживаемость в ситуациях, когда непосредственное получение средств существования по каким-либо причинам будет затруднено. Примером удовлетворения потребностей в безопасности и защищенности является медицинское или пенсионное страхование. Но страхование это способ удовлетворения потребности, а не ее проявление. Проявлением этой потребности является обыкновенное беспокойство по поводу будущего. Человек о будущем способен побеспокоиться, используя свойственное ему воображение, животное – инстинктивно.

На третьем уровне пирамиды Маслоу расположены потребности в общении (или социальные потребности, как их еще называют). Многие виды представителей животного мира в процессе эволюции приспособились жить парами, семейными группами (прайдами), стаями. Сосуществование с себе подобными нередко является условием, достаточным, — а иногда и необходимым, — для удовлетворения потребностей предыдущих двух уровней. Что же касается человека, то, являясь существом социальным, для выживания в одиночестве он имеет очень мало шансов. Поэтому, преследуя цель удовлетворить свои, так сказать, низменные потребности, каждый человек, хочет он того, или нет, вынужден приспосабливаться жить в обществе себе подобных. Для этого все мы своими поступками, поведением, образом жизни соответствуем в той или иной степени правилам человеческого общежития, в каких бы формах они перед нами не были представлены. Иначе нас ждет в лучшем случае непонимание, неодобрение, в худшем, — презрение, преследование, изоляция и т.п. Чем больше у человека друзей, единомышленников, соратников, удовлетворяющих требованиям социума, тем прочнее его жизненные позиции, тем легче ему, образно говоря, заработать на кусок хлеба, тем безопаснее и увереннее он себя чувствует. Таким образом, можно сказать, что удовлетворение потребностей, названных социальными, необходимо для того, чтобы удовлетворить потребности предыдущих двух уровней.

Но сам по себе факт наличия друзей не гарантирует наличие возможности беззаботного и безбедного вечного существования. Чтоб действовать сообща, в человеческом обществе (да и не только) действуют правила субординации, устанавливаемые в соответствии с существующей в ней иерархией ценностей. Поэтому, чем выше статус, положение, звание человека, более он, условно говоря, уважаем, тем шире круг людей, готовых и способных оказать ему помощь в удовлетворении потребностей, расположенных на первых трех уровнях. В зависимости от качества перевода, эту потребность называют по разному: потребностью в уважении, самоуважении, самоутверждении, почитании, одобрении, признании, компетентности и т.д. Но название большого значения не имеет, по сути это потребность в совершенствовании и укреплении своих позиций в социуме согласно действующим в нем правилам. «Рыба ищет, где глубже, человек , где лучше». Лучше человеку там, где его потребности удовлетворяются с меньшими затратами жизненных ресурсов. Таким местом является соответствующее его амбициям общественное положение.

И, наконец, пятый уровень, который иногда детализируют, разбивая его на три части, превращая тем самым пирамиду в семиуровневую. Не будем стремиться к точности в числах, так сказать, вернемся к сути. А суть в том, что общественное положение, достигаемое человеком в процессе удовлетворения им своих потребностей в уважении, зависит не только и не столько от количества друзей (это вторично), сколько от степени его приближения к таким понятиям, как «истина», «красота», «гармония», «совершенство», «идеал». Потребность в приближении к этим понятиям Маслоу назвал потребностью в самоактуализации (самореализации, самовыражении). Удовлетворение этой потребности обеспечивается в результате достижения человеком положения, позволяющего ему полностью реализовать потенциал, предоставленный ему его родителями, социумом, природой, судьбой, Богом. Нетрудно понять, что потребность в самоактуализации заложена в человека его Создателем не только для того, чтоб он, подобно Творцу, испытал радость творчества. Ее роль заключается еще и в том, чтобы самоактуализирующийся человек пользовался в обществе заслуженным авторитетом, позволяющим ему занимать соответствующее его способностям социальное положение, обеспечивающее его и дорогих ему людей необходимыми для благополучного существования условиями жизни.

Поскольку, как утверждают специалисты, в трудах А.Маслоу графических интерпретаций его взглядов в виде пирамид вообще не было, не исключено, что причину этого факта следует искать в иерархии потребностей напоминающей не столько пирамиду, сколько русскую матрешку, уровни которой взаимообусловлены. То есть, не только удовлетворение потребностей n-го порядка обеспечивает условия, необходимые для проявления и удовлетворения потребностей n+1-го, но и наоборот, — удовлетворение потребности n+1-го порядка предполагает создание условий, необходимых для удовлетворения потребностей всех предыдущих n уровней.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 8 =