Михаил Осипович Гершензон

Русский мыслитель, историк культуры, публицист и переводчик.

В 1909 году выступил инициатором издания (а также как автор вступительного слова) сборника «Вехи», объединившего значительных представителей русской философской мысли (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Всем своим прошлым интеллигенция поставлена в неслыханное, ужасное положение:
народ, за который она боролась, ненавидит ее,
а власть, против которой она боролась оказывается ее защитницей»

М.О. Гершензон

При чтении рассуждений Михаила Осиповича Гершензона об интеллигенции, обязательно нужно иметь в виду одну маленькую, но очень важную деталь: все веховцы, — и герой нашей страницы не исключение, — интеллигентами называли людей, отличающихся радикально-революционными взглядами. Т.е. носителей не лучших человеческих качеств, а самых разных, — как хороших (социальная ответственность, бескорыстность, например), так и ужасных (фанатизм и жестокость). Но, поскольку процесс самоидентификации русской/советской/постсоветской интеллигенции, с одной стороны, непрерывный, а, с другой, — по сей день незаконченный, каждое слово, произнесенное настоящими русскими интеллигентами о своих эрзацах и суррогатах является для нас ценным и важным.

«Наша интеллигенция на девять десятых поражена неврастенией; между нами почти нет здоровых людей, — все желчные, угрюмые, беспокойные лица, искаженные какой-то тайной неудовлетворенностью; все недовольны, не то озлоблены, не то огорчены. То совпадение профессии с врожденными свойствами личности, которое делает работу плодотворной и дает удовлетворение человеку, для нас невозможно, потому что оно осуществляется только тогда, когда личность выражена в сознании; и стоят люди на самых святых местах, проклиная каждый свое постылое место, и работают нехотя, кое-как. Мы заражаем друг друга желчностью и сумели до такой степени насытить, кажется, самую атмосферу нашим неврастеническим отношением к жизни, что свежий человек — например, те из нас, кто долго жил за границей,— на первых порах задыхается, попав в нашу среду» (Гершензон М.О. Сборник статей о русской интеллигенции «Вехи». Творческое самосознание // vehi.net).

Представляясь от имени авторов сборника статей о русской интеллигенции «Вехи», М.О. Гершензон фактически сформулировал признак отличения настоящей, подлинной, истинной интеллигенции, достойной почитания и уважения, от ее суррогата — интеллигенции революционной, радикально настроенной, не осознающей последствий своих действий, презирающей православие как основу души русского народа, руководствующейся, как всегда, идеями западноевропейских мыслителей и остающейся невосприимчивой к взглядам собственной истинной интеллигенции.

«Люди, соединившиеся здесь для общего дела, частью далеко расходятся между собою как в основных вопросах «веры», так и в своих практических пожеланиях: но в этом общем деле между ними нет разногласий. Их общей платформой является признание теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития, в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства. С этой точки зрения идеология русской интеллигенции, всецело покоящаяся на противоположном принципе — на признании безусловного примата общественных форм, — представляется участникам книги внутренно ошибочной, т. е. противоречащей естеству человеческого духа, и практически бесплодной, т. е. неспособной привести к той цели, которую ставила себе сама интеллигенция, — к освобождению народа. …

Мы не судим прошлого, потому что нам ясна его историческая неизбежность, но мы указываем, что путь, которым до сих пор шло общество, привел его в безвыходный тупик. Наши предостережения не новы: то же самое неустанно твердили от Чаадаева до Соловьева и Толстого все наши глубочайшие мыслители. Их не слушали, интеллигенция шла мимо них. Может быть, теперь разбуженная великим потрясением, она услышит более слабые голоса» (Гершензон М.О. Сборник статей о русской интеллигенции «Вехи». Предисловие // vehi.net).

Как и следовало ожидать, его голос, как и голоса предшествующих ему настоящих интеллигентов, остался неуслышанным. Он не услышан и по сей день. Лишь отдельные исследователи творчества Михаила Гершензона иногда вспоминают:

«Стремление к радикальным преобразованиям стало для российской интеллигенции самоцелью, породив явление, названное М.О. Гершензоном «культом общественности» – преувеличения мыслящей элитой России значимости социальных институтов и политических процессов на фоне безответственности отдельной личности за состояние и развитие общества в целом» (Ивонина О.И. М.О. Гершензон как историк русской интеллигенции // nbpublish.com).

Лекция Д. Быкова, подтверждающая, что явление, названное Михаилом Осиповичем Гершензоном «культом общественности», в рядах постсоветской интеллигенции живет и процветает:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два − один =