Симон Львович Соловейчик

Советский и российский публицист, преподаватель, теоретик педагогики, журналист, теле- и радиоведущий.

Автор книги «Педагогика для всех» (1977—1986), в которой изложил взгляды на педагогику (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Правдивое представление о мире и правдивое представление о внутреннем своем мире,
о себе — вот первое поле, на котором развивается ум, связанный с нравственностью,
то есть интеллигентность»
С.Л. Соловейчик

Кроме того, что сам Симон Львович Соловейчик был олицетворением интеллигентности, он оставил неизгладимый след в теории отечественной педагогики, а его книга «Педагогика для всех» ни одного читателя не оставила равнодушным. На фоне огромного количества ценнейших размышлений о воспитании он изложил замечательные по своей глубине и справедливости рассуждения об интеллигентности:

«Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьезное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чем их благородство?

«В интеллигентности», — был ответ. В благородстве духа. Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе ее — вера в правду, порожденная разумом и образованием. Интеллигент — человек, соединяющий в себе знания и нравственность. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

Однако нравственность, как уже говорилось, предполагает отказ от целей, которых невозможно достичь, не посягая на других. Интеллигент, неспособный причинить зла другому, неспособный к эксплуатации человека, унижению его достоинства, стал казаться существом мягкотелым и безвольным. Все на свете имеет и дурную сторону; интеллигентность породила интеллигентщину — склонность рассуждать, ничего не делая, нерешительность, доведенную до нравственной дряблости.

Интеллигентность от интеллигентщины отличается главным образом волей. Русский интеллигент развил науку, культуру, медицину и образование, русский инженер-интеллигент опоясал страну железными дорогами — какая уж тут безвольность! И он сохранял в чистоте свою совесть, совесть «мыслящего человека», вышедшего из народа и народу преданного.

В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники — их все меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

Будем растить ребенка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше» (Соловейчик С.Л. Педагогика для всех // 1001.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 − 4 =