Советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, публицист.
Участник Великой Отечественной войны.
Народный артист СССР (1974).
Лауреат Ленинской премии (1980), двух Государственных премий СССР (1970, 1975) и премии Ленинского комсомола (1974) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Если Бог нас оставил на этой земле, значит, что-то должно нам сделать на ней»
С.И. Ростоцкий
За свою жизнь Станислав Иосифович Ростоцкий сумел сделать вполне достаточно, чтобы ожидания Создателя оправдались. Кроме своего личного вклада в победу над фашистской Германией, режиссер создал прецедент по-настоящему интеллигентного кино, внеся, тем самым, свою лепту в появление положительного образа интеллигента в советском кинематографе.
«Он не побежал, когда началась Великая Отечественная война. Хотя был человеком из интеллигентной семьи — папа — врач, мама — модистка, однажды примерявшая шляпки самой Софьи Андреевне Толстой. Более того, так как будущий режиссер в молодости хорошо фотографировал, судьба ему подарила шанс быть полковым фотографом вдалеке от фронта. Но Ростоцкий от такого подарка сбежал туда, где пахло порохом и кровью» (Васюнов М. На киностудии Горького презентовали книгу о советском режиссере Станиславе Ростоцком // rg.ru).
«Потом было тяжелейшее ранение, когда он понял, что жить его оставили не случайно, что в этой жизни он должен что-то очень важное рассказать людям. Про режиссуру он говорил, что режиссером можно становиться только в том случае, если у тебя есть что сказать людям, если ты в себе несешь какое-то послание, миссию» (Гончаров А.Чтобы помнили. Ростоцкий Станислав Иосифович // liveinternet.ru).
«Парадоксально, что Ростоцкий – выходец из дворянско-интеллигентской семьи польско-французского происхождения – стал знаменит благодаря теме русской деревни, сняв фильм «Дело было в Пенькове». Он очень любил простых людей и всегда находил с ними общий язык, истертое и обесцененное советской риторикой слово «народ» для него было живым, наполненным смыслом, реальностью. …
Как художник он всегда внутренне находился в некой оппозиции к происходящему. Как потомственный интеллигент он видел и остро воспринимал безнравственность окружающей жизни. Его оценка явлений, событий, перспектив реальности важна для нас тем, что в ее основе – непреходящие человеческие ценности» (Ростоцкая М.А. Станислав Ростоцкий. Счастье – это когда тебя понимают // litres.ru).
«Так же как и самый эмоциональный, безжалостный фильм советского кинематографа «Белый Бим, Черное ухо» (1977). Станислав Ростоцкий писал, что стремился этой работой тронуть разум и душу зрителя, чтобы чувства эти рождали энергию борьбы и «подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни». Режиссёр не раз подчёркивал, что это история не про собаку, а про индивидуальность, которая сталкивается с толпой. «Значит, если как все уродился, так всё в порядке, а если своё обличие имеешь, то сразу и плохо». Про то, что бракованный пёс неправильного окраса – самый светлый и интеллигентный герой в этом обществе» (Афанасьева Н. Режиссёр, который всегда был «поперёк» и выигрывал // s-t-o-l.com).
«Но главный интеллигент в творчестве Ростоцкого и Тихонова, и, пожалуй, главный интеллигент Советского кино — школьный учитель истории Илья Семёнович Мельников — герой картины «Доживём до понедельника» (Палатникова О. Русский чудо-человек // zavtra.ru).
«Кто-то назвал «Доживем до понедельника» … бриллиантом советской кинематографии. …
Интересно, что чуть ли не впервые «интеллигентное» кино вовлекло население СССР в проблематику жизни души, вызвав воистину всесоюзную общественную дискуссию. Верно подмечено: фраза «Счастье — это когда тебя понимают» стала не просто крылатой, а на долгие годы вперед — обязательной темой для школьных сочинений. «Отстаивание достоинства любого человека, будь это любимый всеми учитель или никем не замечаемый ученик, негромкий пафос беззаветного и самоотреченного служения делу — все это превращает эту картину в ключевую не только в биографии постановщика, но и в истории отечественного кино…» — писала критика. …
Сегодня, когда видишь на телеэкране возвышенное, светлое, обрамленное сединой лицо Станислава Ростоцкого в записи тридцатилетней давности — где-нибудь на вечере в телестудии Останкино, размышляющего вслух пред живыми и пытливыми очами последних поколений советских интеллигентов, уже понимаешь, что деятельность С. Ростоцкого была посланием» (Минаков С. Золотые огни Станислава Ростоцкого // ruskline.ru).
Олег Михайлов
2020 г.