Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Епископ Русской православной церкви. Богослов и проповедник.

Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос»
Святитель Игнатий

Пресс-служба Сочинской епархии так определила значение святителя Игнатия (в миру Дмитрия Александровича Брянчанинова) :

«Святитель Игнатий Брянчанинов. Фактически наш современник, благородный интеллигентный человек, достойный священнослужитель, богослов, язык которого нам совершенно понятен.

Каждой эпохе нужны свои проповедники. Святитель ничего не изобретал и не выдумывал, он лишь раскрывал нам общеизвестные христианские постулаты, излагая их на доступном нашему пониманию языке» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинская епархия // sochi-eparhia.ru).

Вот, например, как преподносит святитель учение Отцов Православной Церкви о человеке и его предназначении:

«Мы дом Божий по слову пророческому, евангельскому и апостольскому», – сказал преподобный Марк Подвижник. Святой Иоанн Златоуст говорит: “Благодать Святаго Духа соделывает нас самих, если мы проводим благочестивую жизнь, храмами Божиими, и мы получаем способность молиться на всяком месте»… “Дерзаю утверждать, – говорит Исаак, последуя святому Павлу, – что мы – храм Божий. Очистим храм Его, потому что Он чист, чтоб Он возжелал вселиться в него. Освятим его, потому что и Он свят»…

«Преподобный Макарий Великий очень часто в глубоких беседах своих к совершенным христианам обращается к объяснению назначения, данного человеку Творцом. Он постоянно выражается о человеке, как об обители, храме, сосуде, престоле Божества. … Итак, рассматривайте, братия, совесть вашу: с кем вы находитесь в общении, с ангелами ли или с демонами? Чей вы храм и жилище, Божие ли или диавольское?» (Святитель Игнатий (Брянчанинов) «Слово о человеке» // azbyka.ru).

Слово «интеллигентность» святитель Игнатий (Брянчанинов) не произносил. Но, излагая христианские постулаты «на доступном нашему пониманию языке», помог определенной части русской интеллигенции осознать, оценить и развить в себе лучшие качества православного народа, которые легли в основу понятия, называемого сегодня интеллигентностью.

Делал он это по-разному, используя все возможности,  способствующие пониманию людьми того, что понимал сам. Не случайно автор книги «Много я страдал…» Юлия Балакшина заметила:

«Святитель Игнатий предстает то как суровый аскет, лик которого дышит святоотеческой древностью; то как властный святитель с мудро-скорбным взором; то как аристократ духа с утонченным, «интеллигентным» (как сказали бы мы сегодня) лицом» (Балакшина Ю.В. Много я страдал… // old.aquaviva.tmweb.ru).

Он искал идеал:

«Он ищет высоты христианского идеала там, где русскому образованному сословию давно уже не приходило в голову ее искать, — в писаниях святых отцов, в Православии» (Там же).

И сам к нему приближался:

«… черта, поражающая в духовном облике святителя, — стремление к безукоризненной честности и бесстрашное следование правде Божией» (Там же).

Поэтому слово святителя по сей день находит душу, нуждающуюся в нем. Автор статьи «Его письмо стало моим спасением» Марк Журавель рассказывает:

«… случилась беда, я не мог разобраться в себе, в том, что происходит со мной … «Случайно» в тот период мне попались письма святителя Игнатия. Я стал их читать, и в состоянии моей острой боли они вдруг подействовали как бальзам, как прохладный источник после зноя.

В каждом слове святителя чувствовался вес. Он говорил «как власть имеющий», в его словах чувствовались мужественность, трезвость, интеллигентность, многогранность, глубина, изящность и в то же время – прямота, последовательность, фундаментальность и любовь. Одним словом – мудрость» (Журавель  М. «Его письмо стало моим спасением» // odigitriya.com.ua).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × 5 =