Василий Васильевич Розанов

Русский религиозный философ, литературный критик и публицист.

В 1882—1893 годах преподавал в гимназиях Брянска, Ельца, Белого, Вязьмы (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Я ещё не такой подлец, чтобы думать о морали»
В.В. Розанов

Не только ироничный, но и чрезвычайно талантливый, разносторонне развитый, противоречивый и непредсказуемый в суждениях Василий Васильевич Розанов оставил после себя так много мыслей, достойных внимания, что любая попытка выделить среди них наиболее важные, при объективном подходе, вряд ли способна привести к успеху. Остановимся лишь на тех аспектах литературного творчества писателя, которые помогут нам осознать его вклад в создание образа русской интеллигенции и ее наследия.

«Уже в Петербурге, я ехал в вагоне Литейной улицы, летней конструкции с длинною скамьей-ступенью по одной стороне. Против меня сидел щеголь такого противного выражения лица, а главное — костюма, какого я не запомню. Дорогая булавка в галстухе, перчатки, шляпа — все говорило о шулере или альфонсе, во всяком случае прожигающем какие-то чужие денежки. Мысли во всем лице никакой не было. С нервностью, присущей интеллигентному человеку, я рассматривал своего vis-a-vis и думал: «Рождаются же такие юнцы в обществе» (Розанов В.В. Психика и быт студенчества // az.lib.ru).

Т.е., себя В.В. Розанов не только признает, но и называет человеком интеллигентным. К себе же подобным, судя по всему, он испытывает сочувствие и жалость:

«Только «интеллигент», только этот клок разорванных миров — и, право же, невозможно, нет сил его осудить — он должен годы продумать, прострадать, чтобы, идя мимо церкви, захотеть живым желанием перекреститься, чтобы вспомнить, что у него есть непосредственное отечество, которое нужно любить, есть вот тут перед глазами Царь и закон, коим нужно повиноваться. Право же, право — все эти элементарные вещи, с коими человек, казалось бы, рождается, он постигает потом, кровью, неслыханными мучениями, и очень часто не постигает вовсе, не постигнет никогда… Да это же все знают; откуда это алкание «интеллигенции» по народе, это прекрасное алкание? Это — жажда прикоснуться к «целине» народа своего и истории, ему, оторванному от них листочку:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял…

Так в поэтическом предвидении написал Лермонтов; но это — азбука нашего общественного развития, нашей истории, нашей литературы, — азбука, не зная которой, мы в ней ничего не умеем прочитать» (Розанов В.В. Основы современной школы // az.lib.ru).

Да, действительно, интеллигенция «это — азбука нашего общественного развития, нашей истории, нашей литературы, — азбука, не зная которой, мы в ней ничего не умеем прочитать». Поэтому, читаем. Вот, как историк Розанов объясняет и описывает происхождение и рост численности интеллигенции, которую мы называем разночинной, а также последствия этого роста:

«Воинская повинность всех толкнула в гимназию; но одновременно она оттолкнула от множества промыслов, от множества уже заведенных «дел» естественную, выраставшую около них детвору. Детвора, выучив «азы», почувствовала, что за плечами у нее «Кит Китычи», а впереди светлый Ломоносов путь, по которому она и двинулась. Немного лет прошло, и государство положительно растеривается: да, как восстановить, как возвратить к труду, к земле, к промыслу эту интеллигенцию и как воссоздать, наконец, эти промыслы?» (Розанов В.В. Сумерки просвещения // dugward.ru). 

Невольно перейдя к педагогическому наследию Розанова-учителя, остановим свое внимание на некоторых его моментах, так или иначе связанных с основной целью исследования:

«… говоря «интеллигенция», я именно разумею местного попа и фельдшера, т.е. людей работы, «земли» и «почвы», получивших вместе способность членораздельного суждения; в городе — это чиновник, врач и непременно священник. Никто так близко (через совершение треб) не стоит к населению, как священник, и вместе наши священники, к счастью, народ практический и находчивый. Таким образом, просвещение — это должно быть живое обращение соков в живом же организме; в нем соучаствовать, соработать должна вся страна, в неуловимых формах совета, указания, выбора — все население. Буквально оно должно ползти по земле, в противоположность теперешним небесным полетам, всюду приноравливаясь, ко всему приспособляясь, а главное — каждого лаская и каждому помогая. Роль священников, через знание индивидуально каждой семьи и даже в семье всех членов, особенно богата в самом трудном, мучительном и роковом решении: кому что нужно. … Школа — это только и всецело учитель; учитель — во-первых, учитель — во-вторых, учитель — в-третьих, и только в-четвертых еще что-нибудь, ну, там программа, штат и, наконец, какое-нибудь здание … Я наблюдал странную роль директора в наших гимназиях: казалось бы — это руководитель учебного заведения, наблюдатель преподавания, воспитатель детей. Ничего подобного — никакого даже намека на это, просто это более всего руководитель гимназической канцелярии, который проводит 9/10 своего времени в работе с письмоводителем и только 1/10 распределяет между учителями и учениками. … Та самонужнейшая функция, которая в неуловимости своей выражается термином: «создать дух учебного заведения», — не выполнена вовсе или выполняется случайно, перекрещивающимися усилиями учеников и даже, скорей, порывами учеников; а директор занят работой, которую без труда мог бы выполнить тут же сверх штата приставленный чиновник» (Там же).

В заключение, цитата нашей современницы о педагогических взглядах Розанова-мыслителя, еще раз подтверждающая необходимость целенаправленной воспитательной работы в современной школе:

«Базовыми положениями концепции В.В. Розанова являются поэлементные характеристики структурных компонентов педагогической системы «школа» … , которые связывает воедино ведущая идея.

Ведущая идея. Национальный воспитательный идеал (идеал человека культуры) как образ, смысл, главная цель образования — это целостный человек, носящий в себе какой-нибудь культ, любящий Родину, почитающий исторические традиции, помнящий свой долг перед прошлым, стремящийся к духовности и творчеству; это свободная, гуманная, духовная, творческая и физически развитая личность; гражданин, христианин, семьянин, работник, выполняющий свой долг в соответствии с собственными мировоззренческими, нравственными, эстетическими, умственными и трудовыми качествами, сформированными на основе национально-культурных ценностей.

Культурно-образовательная среда семьи, церкви, гимназии и университета создает условия для непрерывности патриотического воспитания как основы воспитания человека культуры. …

Актуальными идеями В.В. Розанова для современного образования являются: воспитание подрастающего поколения на базе русской национальной культуры; опора в воспитании на культуру региональной среды; приоритет национальных ценностей; три принципа образования; индивидуальный подход к воспитуемому; субъектный подход в педагогическом процессе; тесное взаимодействие школы с социокультурными институтами; ориентация содержания учебников литературы и истории на воспитание чувства патриотизма; формирование русского национального самосознания основывается на нравственных качествах русского народа» (Панина Л.Ю. Воспитание человека культуры в философско-педагогическом наследии В.В. Розанова // dissercat.com).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × 2 =