Виктор Платонович Некрасов

Советский писатель.

Участник Великой Отечественной войны.

Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» (1946, № 8—10), была одной из первых правдивых книг о войне. Книга имела принципиальное значение для дальнейшего развития военной темы в литературе. Она стояла у истоков литературы фронтового поколения, которую потом называли «лейтенантской прозой».

Книга о Сталинградской битве принесла писателю подлинную славу, выдержала множество переизданий общим тиражом более четырёх миллионов экземпляров и была переведена на 36 языков. За эту книгу Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Он был интеллигентной достопримечательностью Киева»
А. Парнис

Кроме множества других, хорошо известных заслуг Виктора Платоновича Некрасова перед исторической правдой, есть еще одна. Он показал роль интеллигента и значение интеллигентности на войне. Судя по процветающей в советской армии дедовщине, данный лейтмотив главного произведения писателя ее командным составом остался незамеченным, однако достаточно хорошо освещен литературными критиками:

«Бомба превращает жилой дом в груду развалин. Но внутренний «дом», его опоры сохраняются; пока человек жив, ей не дано их разрушить. Если, конечно, опоры надежны.

В. Некрасов упорно доказывал надежность опор интеллигентного дома. А это было не принято в фронтовой литературе, в публицистике военных лет, где интеллигенту зачастую отводилось место рефлектирующего индивидуалиста, хорошо если не труса.

В годы войны Сталин не упоминал ни о «врагах народа», ни об усилении классовой борьбы. Он нуждался в новых козлах отпущения. Давняя неприязнь к интеллигенции нашла выход. По его словам, они, перепуганные интеллигентики, растерялись при гитлеровском нашествии, спасовали, преувеличили опасность…

В. Некрасов, создавая «Окопы», был далек от мысли вступать в спор с Верховным Главнокомандующим. Но не собирался и угодливо поддакивать. Он знал то, чего не желал знать ни разу не выезжавший на фронт Верховный, – истинную жизнь в сталинградских траншеях, взаимоотношения людей переднего края, видел, сколь много значил командир-интеллигент» (Кардин В. Виктор Некрасов и Юрий Керженцев // voplit.ru).

«Его имя не упоминалось в печати, книги оказались под запретом и возвращаются к нашим соотечественникам только с начала 1988 г. (годом ранее самого автора не стало). Они и сегодня волнуют, вызывая в современниках эффект сопричастности к событиям тех грозных лет, заряжая симпатией к героям, которых характеризуют мужество, смелость и интеллигентность, в сознании В. Некрасова соотносимая с понятиями «тонкость» и «деликатность» (Перевалова С.В. «От нас военные года все дальше…»: память о Великой Отечественной войне в современной русской литературе // grani.vspu.ru).

«В повести «В окопах Сталинграда» преобладание «монологической» формы воспроизведения реальности обусловлено тем, что рассказ ведется от лица главного героя, точка зрения которого в свою очередь является объектом художественного осмысления. Стиль Керженцева ‒ простой, лаконичный, выдающий человека образованного, интеллигентного» (Моисеева В.Г. Повесть В.П. Некрасова «В родном городе» // philol.msu.ru).

«Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для него не равнозначна образованности.

Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?

Он настоящий интеллигент, человек чести, он умен, смел, имеет собственное мнение и не боится его высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком» (Чарушникова Н.И. Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» // nsportal.ru).

Но даже исследователи творчества Виктора Некрасова не обратили внимание на один очень важный факт, достойный послужить примером всем «интеллигентоведам», позволяющим себе огульно шельмовать интеллигенцию, «невзирая на лица», не видя в ее рядах различий. В этом абзаце не только правда военных лет, но и урок для живущих в мирное время:

«Вообще люди интеллигентного труда, попавшие на фронт, делятся в основном на две категории. Одних гнетет и мучает армейская муштра, на них все сидит мешком, гимнастерка пузырится, пряжка ремня на боку, сапоги на три номера больше, шинель горбом, язык заплетается. Другим же, наоборот, вся эта внешняя сторона военной жизни очень нравится – они с удовольствием, даже с каким-то аппетитом козыряют, поминутно вставляют в разговор «товарищ лейтенант», «товарищ капитан», щеголяют знанием устава и марок немецких и наших самолетов, прислушиваясь к полету мины или снаряда, обязательно говорят – «полковая летит» или «из ста пятидесяти двух начали». О себе иначе не говорят, как «мы – фронтовики, у нас на фронте». (Некрасов В. В окопах Сталинграда // iknigi.net).

Документальный фильм о Викторе Платоновиче Некрасове:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 15 =