Всеволод Мейерхольд

Русский театральный режиссёр, актёр и педагог.

Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».

Народный артист Республики (1923) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра.
Горе тому, кто зависел от него как от человека»
С. Эйзенштейн 

Прежде всего следует отметить, что из-за противоречивости своей натуры образцом подлинной интеллигентности, которой посвящен данный ресурс, Всеволод Мейерхольд никогда не был. Он был одним из образцов «интеллигентности», «благодаря» которой до сих пор нет единого мнения о том, чем же, все-таки, интеллигенция является, — мозгом или дерьмом нации.

Уже в молодости тогдашний Карл-Теодор-Казимир относился к той части русской интеллигенции, «свободомыслие» и «народолюбие» которой в начале ХХ-го века подведут Россию к катастрофе под названием «Великая Октябрьская социалистическая революция» со всеми вытекающими из нее последствиями.

«Карл во многом походил на своего типичного современника — русского интеллигентного, начитанного молодого человека конца прошлого века со всем его свободомыслием, народолюбием и отталкиванием от абсолютизма, наследника «критически мыслящей личности» шестидесятых и семидесятых годов, проделавшей эволюцию от разрушительного, активного нигилизма Бакунина, Писарева и Чернышевского, к скептическому либерализму, с налетом пессимизма, поколения Гаршина, Чехова, Левитана и Чайковского. …

Ко времени окончания им гимназии (весна 1895 года) характер Карла можно было считать сложившимся. Был он интеллигентным, вдумчивым и серьезным молодым человеком, физически слабым (больные легкие), впечатлительным и нервным (на рижское взморье ездил лечиться от неврастении). Внешне производил впечатление тихого, молчаливого юноши, но под этой обманчивой внешностью скрывался темперамент страстный и нетерпимый. Когда выходил он из себя, бывал неожиданно резок, прям, смел в суждениях, гневен в обличениях» (Елагин Ю. Темный гений (Всеволод Мейерхольд) // vtoraya-literatura.com).

Под «обманчивой внешностью» Мейерхольда скрывался не только «страстный и нетерпимый» темперамент, но и необыкновенная артистичность, креативность, харизма, что позволяло ему производить то впечатление, которое было нужно в тот или иной момент, в том числе, интеллигентного человека. Это было так ярко и убедительно, что ему верили даже люди, вкладывающие в понятие интеллигентности глубокий смысл:

«Интеллигентность и утонченное искусство Мейерхольда привлекли к нему внимание А.П. Чехова» (Городецкий Д. Мейерхольд и его роковая любовь // alefmagazine.com).

«Вл. И. Немирович-Данченко писал, что «Чехова-поэта Мейерхольд чувствовал лучше других, он был по-настоящему интеллигентен» (Мосягин М. Всеволод Мейерхольд. Реформатор и новатор // dailyculture.ru).

«Враждебность пошлым актерским навыкам, интеллигентность в самом лучшем смысле этого слова — все это отличало актеров Художественного театра с первых же шагов его деятельности.

Типичнейшим представителем этого нового типа актера был и молодой Мейерхольд» (Ростоцкий Б. В.Э. Мейерхольд и его литературное наследие // lib.ru).

И этот не лишенный интеллигентности «в самом лучшем смысле этого слова» человек, испытывая «враждебность пошлым актерским навыкам», добровольно вступил в Красную Армию, чтобы с оружием в руках отстоять свое право стать создателем новой (не пошлой) «актёрской системы».

«В начале 1920-го года Мейерхольд уже был совсем другим человеком. Из сочувствующего беспартийного спеца он стал воинствующим большевиком. Подал заявление о вступлении в компартию. Тогда же снял свою пиджачную пару и облачился в красноармейскую гимнастерку, обмотки, башмачищи на картонной подошве, надел фуражку с красной звездой и записался добровольцем в Красную Армию» (С большевиками или против них: Мейерхольд на защите искусства. К 70-й годовщине расстрела великого режиссера // svoboda.org).

«Советская власть нашла нужного ей человека. По квалификации и опыту это был выдающийся художник с европейским именем. По духу, по своим идеям и даже по обличию, это был настоящий большевик, марксист, комиссар, политработник» (Елагин Ю. Темный гений (Всеволод Мейерхольд) // vtoraya-literatura.com).

И даже конфликт с властью, закончившийся гибелью режиссера, не дает оснований увидеть в его лице настоящего русского интеллигента, поскольку автор следующих слов абсолютно прав:

«Интеллигент это не тот человек, который делает то-то, то-то и то-то. Это человек, который не делает нескольких очень простых вещей, но их он не делает никогда. Например, он не предает себя, свои принципы, не предает ближнего. Например, он не ходит к власти на поклон и отстаивает право разговаривать с ней на равных, что есть его главная заповедь. И, наконец, он не руководствуется в своем поведении прагматическими соображениями» (Быков Д. Лекция «Пушкин как наш Христос»).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 − шесть =