Николай Александрович Бердяев

Русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализмa и персонализма.

Был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1942—1948) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Своей собственной идеологией считаю аристократическую, но не во внешнем смысле,
а в смысле индивидуальности лучших, наиболее умных, талантливых, образованных, благородных»

Н.А. Бердяев

Понятно почему в своем откровении «лучших, наиболее умных, талантливых, образованных, благородных» Н.А. Бердяев назвал аристократами: в то время интеллигенцией называли себя люди, придерживающиеся радикально-революционных взглядов, которых философ к тому времени уже не разделял. Этого было вполне достаточно, чтобы оказаться в числе изгнанных.

«7 сентября 1922 г. Дзержинский обращается с просьбой к Дерибасу составить от его (председателя ГПУ) имени доклад в ЦК РКП/б о положении дел с высылкой интеллигенции за границу и сообщением о том, кому эта мера изменена, кто уже уехал и сколько высылаемых покинули пределы страны. На этом листе сбоку есть пометка, сделанная 18 сентября, что такой проект Дзержинскому дан.

Философы составляли сравнительно небольшую группу, но особенно приметную ввиду их известности и высокого интеллектуального потенциала; это были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, И.О. Лосский, Л.П. Карсавин, Ф.А. Степун, П.А. Сорокин, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк» (Коган Л.А. Выслать за границу безжалостно (Новое об изгнании духовной элиты) // old.ihst.ru).

Это была трагедия не только каждого из философов, лишившихся возможности служить своей родине, это была трагедия для всей России.

Первой жертвой изгнания стали лучшие философы России – культурный цвет нации, но в сущности это был удар по российской интеллигенции и интеллигентности, духовности вообще» (Там же).

Оказавшись на чужбине, философ не переставал размышлять о происходящем в России, в которой его голос был почти не слышен*. А слышать было, что. Например, чрезвычайно любопытен портрет В.И. Ленина, изображенный Николаем Александровичем Бердяевым. Он интересен не только тем, что помогает взглянуть на вождя мирового пролетариата как на интеллигента, но и тем, что дает представление о палитре и манере письма самого художника. Обращает на себя внимание тот факт, что цветами используемых им красок являются черты характера, а светотени он передает отношением человека к тем или иным человеческим качествам.

«В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилистическому цинизму на моральной основе. По некоторым чертам своим он напоминает тот же русский тип, который нашел себе гениальное выражение в Л. Толстом, хотя он не обладал сложностью внутренней жизни Толстого. Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа. В этом оригинальность его физиономии. Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике. Только такие люди успевают и побеждают. Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти с коварством. В Ленине не было ничего от революционной богемы, которой он терпеть не мог. В этом он противоположен таким людям, как Троцкий или Мартов, лидер левого крыла меньшевиков.

В своей личной жизни Ленин любил порядок и дисциплину, был хороший семьянин, любил сидеть дома и работать, не любил бесконечных споров в кафе, к которым имела такую склонность русская радикальная интеллигенция. В нем не было ничего анархического, и он терпеть не мог анархизма, реакционный характер которого он всегда изобличал. Он терпеть не мог революционной романтики и революционного фразерства. Будучи Председателем Совета Народных Комиссаров, вождем советской России, он постоянно изобличал эти черты в коммунистической среде. Он громил коммунистическое чванство и коммунистическое вранье» (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // odinblago.ru).

Хочется отметить еще одну особенность произведений героя настоящей страницы, и снова с помощью аналогии. Формируя образ русской интеллигенции, философ иной раз, подобно скульптору, отсекает лишнее, ненужное, вредное. Следуя лучшим традициям основателей интеллигентности, проявившимся в стремлении чувства добрые пробуждать, он таким образом избегает пресловутого критиканства и бессмысленного морализаторства.

«Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам. Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им» (Бердяев Н.А. Судьба России // iknigi.net).

Этот же прием Бердяев использует в следующем утверждении, которое можно считать завещанием великого философа всему русскому народу и его интеллигенции**.

«Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции» (Бердяев Н.А. Сборник статей о русской интеллигенции. Философская истина и интеллигентская правда // vehi.net).

 

____________________________
* Статья «Истоки и смысл русского коммунизма», например, была написана в 1938 году, а на русском языке впервые опубликована в Париже в 1955-м.

** Как и многое другое в наследии Н.А. Бердяева, данный прием человечеством по-достоинству не оценен, хотя лучшие представители интеллигенции до настоящего времени им прекрасно пользуются. Что же касается самого утверждения, оно не уникально; о бессмысленности внешних преобразований без преобразований внутренних говорили и А.И. Герцен, и Ф.М. Достоевский, и М.О. Гершензон, и С.Н. Булгаков, и Г.С. Петров, и др.

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × три =