Фрагмент из письма Антона Павловича Чехова брату. Настоящий русский интеллигент.
Н.П.Чехову, Москва, март 1886 года
«…»Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишек. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини пожалуйста, но veritas magis amicitiae… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно.
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след[ующим] условиям:
1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать.
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и няньчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я […]!..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…
6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы…
8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт…
[…] выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и все это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать безустали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не […], а матерью… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.
И т.д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…
Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…
[…] самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький… 30 лет скоро! Пора!
Жду… Все мы ждем…
Твой А. Чехов.
http://diplomat-yana.livejournal.com/9232.html
Аня 28 февраля 2012 в 14:21 0
я потрясена до глубины души!!!!!! вот тот учитель которого так нам не хватает, всем нам не хватает!!!
Олег Михайлов 29 февраля 2012 в 20:53 0
Почему же не хватает, Аня? И Антон Павлович, и Федор Михайлович, и многие-многие русские классики способны своими произведениями нас учить. Кроме того, среди наших современников очень много людей, достойных всем нам быть учителями. Нам их нужно заметить, послушать и, главное, — понять.
Спасибо Вам за Ваш искренний и трогательный комментарий!
МПВ 7 марта 2012 в 20:52 0
Не пройдёт и 3 года, как в в письме Суворину от 27 декабря 1889 года Чехов напишет: «Современные лучшие писатели, которых я люблю, служат злу, так как разрушают. … Непресыщенные телом, но уж пресыщенные духом, изощряют свою фантазию до зеленых чертиков. Компрометируют в глазах толпы науку, третируют с высоты писательского величия совесть, свободу, любовь, честь, нравственность, вселяя в толпу уверенность, что все то, что сдерживает в ней зверя и отличает ее от собаки и что добыто путем вековой борьбы с природою, легко может быть дискредитировано. Неужели подобные авторы заставляют искать лучшего, заставляют думать и признавать, что скверное действительно скверно? Нет, в России они помогают дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем интеллигентами. Вялая, апатичная, лениво-философствующая, холодная интеллигенция, которая не патриотична, уныла, бесцветна, которая брюзжит и охотно отрицает ВСЁ, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать; которая не женится и отказывается воспитывать детей и т.д. И все это в силу того, что жизнь не имеет смысла, что у женщин бели и что деньги — зло. Где вырождение и апатия, там половое извращение, холодный разврат, выкидыши, ранняя старость, брюзжащая молодость, там падение искусств, равнодушие к науке, там НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ во всей своей форме. Общество, которое не верует в Бога, но боится примет и черта, не смеет и заикаться о том, что оно знакомо с справедливостью.» (*Выделено мной, МПВ)
Олег Михайлов 9 марта 2012 в 12:22 0
Да, МПВ, совершенно верно. Но позже в Записной книжке IV, в которую перенесены записи 1891-1904 гг., он напишет: «Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, к<ото>рая честно мыслит, чувствует и умеет работать» (http://chehov.niv.ru/chehov/dnevniki/zapisnaya-knizhka-iv.htm).
А.П.Чехова не случайно очень часто называют ярким представителем истинной русской интеллигенции. «Вялая, апатичная, лениво-философствующая, холодная интеллигенция, которая не патриотична, уныла, бесцветна, которая брюзжит и охотно отрицает ВСЁ…», была не просто предметом его творчества, но и его болью. Поэтому, всем своим творчеством он попытался помочь нам разобраться, кто относится к интеллигенции, «к<ото>рая мыслит, чувствует и умеет работать», а кто представляет собой «интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую». И все это для того, чтобы не «размножать слизняков и мокриц, которых МЫ [почему-то до сих пор, О.М.] НАЗЫВАЕМ ИНТЕЛЛИГЕНТАМИ» (выделено мной, О.М.:)))).
Оний Постор 2 июля 2015 в 16:03 0
Интеллигент склонен к рефлексии. И, если просто, покопаться в этом, найти все первообразные и производные, то всё становится на свои места. И становится ясно, как день: все письма Антона Павловича верны, просто он, как и всякий человек, где-то прибегает к гиперболе. Восьмой пункт в его письме — баловство откормленной интеллигенции. Интеллигент может сесть на плохой «неинтеллигентный» велосипед, но не будет добывать кусок хлеба нечестным путём.
Олег Михайлов 2 июля 2015 в 18:36 0
Именно потому, что «если просто, покопаться в этом, найти все первообразные и производные, то всё становится на свои места», вопрос интеллигентности является для России краеугольным камнем, ниточкой, потянув за которую, можно развязать клубок накопившихся в русском обществе противоречий, ключом, с помощью которого можно отрыть тайну загадочной русской души.