Алексей Федорович Лосев

Русский философ, антиковед, переводчик, писатель, видный деятель советской культуры.

Профессор, доктор филологических наук (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Интеллигентность, возникающая на основе чувства общечеловеческого благоденствия,
не может не видеть всех несовершенств жизни и не может оставаться к ним равнодушной»

А.Ф. Лосев

Интернет-издание «Татьянин день» перед публикацией эссе А.Ф. Лосева «Об интеллигентности» отмечает:

«Мы часто гордимся своей интеллигентностью, но при этом плохо понимаем, что это такое. А рядом живёт память об интеллигентах подлинных. Одним из них был великий русский философ Алексей Фёдорович Лосев» (Алексей Лосев: «Интеллигент всегда трудится для других» // archive.taday.ru).

Алексей Федорович действительно был подлинным интеллигентом, или, как в своем исследовании говорит Василий Щипков,

«Лосев был интеллигентом изнутри, чувствовал это состояние» (Щипков В. Похищение традиции и секулярное пастырство (об историческом феномене интеллигенции) // mgimo.ru).

Конечно, не будь Лосев «интеллигентом изнутри», ему вряд ли удались бы такие рассуждения об интеллигентности. К примеру, на тот факт, что конечной совокупностью качеств определить интеллигентность невозможно, обратил внимание именно он:

«Говорят, например, что интеллигентный человек – это умный, начитанный, добрый и внимательный к другим людям, вежливый, услужливый, мыслящий, симпатичный, живущий своей особой внутренней жизнью, помогающий людям в их добрых делах и в их бедах, надежный, бескорыстный, духовно благородный, широкий в своих взглядах, неэгоист и пр. Такие характеристики часто бывают правильными и даже существенными, часто же необязательными и случайными. Но самое важное то, что всякая характеристика всегда бывает слишком частной и лишена необходимой здесь обобщенности» (Лосев А.Ф. Об интеллигентности // limesinferior.ru).

Обобщение, предложенное философом, предельно лаконично и, как никакое другое, отражает суть явления:

«Делая предельно общий вывод и подводя итог всем частностям, необходимо сказать, что интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия. …

В этом смысле интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания. Она не есть философский трактат об интеллигентности, но она есть та культурная атмосфера, которою дышат люди; и она есть простота, которая где-то и когда-то и часто неизвестно почему сама собой возникает в человеке и делает его интеллигентным.

Вот почему интеллигентность не может получить свое определение от тех частных ее свойств, с которых мы начали свое сообщение» (Там же).

Но, пожалуй, самая большая заслуга Алексея Федоровича в исследовании и популяризации своих идей об интеллигентности заключается в том, что он первым в истории человечества заговорил о ее теории, — теории интеллигентности:

«В заключение мне бы хотелось ответить на один вопрос, который возникает у многих при ознакомлении с моей теорией интеллигентности. Говорят, что такая интеллигентность чересчур уж высока, чересчур недосягаема и потому практически неосуществима. …

Теория интеллигентности реальна не в смысле буквальной и моментальной осуществимости, но в смысле терпеливого и неуклонного воспитания, и если многолетнего, то пусть многолетнего» (Там же).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять + шесть =